Найти тему
киНоНостальгия

Долг или семья? Криминальная драма "Шакти" (Shakti, 1982)

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Начало 80-х. Неделя индийского кино. Беру билеты заранее (помните продажу на завтра с 16.00?). Шаг предусмотрительный - самый центральной столичный кинотеатр "Художественный" набит до отказа, что доказывает: индийские фильмы в СССР смотрят не только в сельских клубах и на городских окраинах.

Одна из горячих новинок - фильм со странным названием "Шакти". Спустя много лет наткнулся на него в интернете и решил пересмотреть. Не без сомнения, ведь иногда горько разочаровываешься в том, что в детстве вызывало наивный восторг. Скажу сразу - при повторном просмотре лента понравилась даже больше. Подростка интересовали приключения и драки, взрослый человек уже в состоянии судить о кинематографических достоинствах. "Шакти" в этом плане не подкачал.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Для начала забудьте о привычных стереотипах Болливуда 80-х. В "Шакти" не будет разлученных близнецов или сокровищ невинно убиенного злодеями раджи. Приготовьтесь к криминальной драме (даже скорее мелодраме) без шуток-прибауток и непременного happy end.

Shakti, 1982
Shakti, 1982

Ашвини Кумар - идеальный полицейский. Он храбр и готов в одиночку отправиться в неблагополучных район, чтобы арестовать опасного бандита. Он фанатично предан долгу и чести - и не допускает даже мысли о компромиссе в вопросах исполнения закона, который он свято чтит.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Чтобы сделать непреклонного полицейского более сговорчивым, гангстеры похищают его сына Виджая. Жизнь сына в обмен на свободу арестованного убийцы? Маленький заложник с ужасом слышит, как отец отказывается от сделки... Мальчику удается сбежать и чудом спастись от погони - один из гангстеров, сжалившись над ребенком, дает ему скрыться. Семья воссоединяется, но былая семейная идиллия никогда не вернется. Не забыв детскую травму, Виджай вырастает в отчуждении от отца.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Гангстер, когда-то пощадивший мальчика, меж тем становится одним из преступных боссов, и выросший Виджай оказывается более близок к нему, чем к собственному отцу. Кумар же по-прежнему одержим идеей довести правосудие до конца. Гангстеры готовы к ответным ударам. Да и в их среде тоже нет единства, идет борьба группировок. Очевидно, что такой расклад не приведет ни к чему хорошему...

Shakti (1982)
Shakti (1982)

"Шакти" считается безусловной классикой Болливуда. "Виноват" в этом в первую очередь режиссер Рамеш Сиппи, автор легендарного хита "Месть и закон" (Sholay), самого успешного индийского фильма на протяжении почти 40 лет, вплоть до выхода эпического "Бахубали".

В "Мести и законе" Сиппи великолепно сплавил на индийском материале классические мотивы американской "конской оперы" и модную стилистику спагетти-вестерна. В "Шакти" он не менее эффективно свел элементы европейской криминальной драмы и голливудского полицейского фильма.

В итоге получилась крепкая и профессионально сделанная остросюжетная лента. Да, по-индийски эмоциональная и - скажут скептики - мелодраматичная. Но это уже национальная специфика.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Кстати, "западник" Сиппи пошел на очень дерзкий для индийского mainstream кино шаг, более чем недвусмысленно предположив сексуальные отношения между молодыми героями! Такой откровенной (по понятиям Болливуда) сцены я не припомню в болливудских фильмах той поры.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Звезда фильма номер один - несомненно, красавец Амитабх Баччан, кумир всей Индии и прекрасный актер, которому особенно удаются драматичные сцены с высоким эмоциональным накалом. А таких в "Шакти" немало.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Под стать ему и другая легенда Болливуда - Дилип Кумар в роли полицейского, разрывающегося между долгом и семьей. Для индийского зрителя дуэт Баччан-Кумар - что Марлон Брандо и Аль Пачино в "Крестном отце". Пишущие о фильме сетуют, что это, увы, единственная возможность увидеть двух "великих" в одном кадре. И правда - экранная "химия" буквально лучится с экрана в их единственной совместной работе.

Shakti (1982)
Shakti (1982)

Говоря о болливудских фильмах, даже самых крепких и профессиональных, я всегда делаю оговорку - эти картины надо смотреть не только холодным глазом "знатока". При желании - поиронизировать над ними не сложно.

Поэтому я всегда предупреждаю - смотрите, если готовы быть открытыми для национальной специфики. И тогда мелодраматизм, эмоциональность, неизменные музыкальные вставки покажутся вам просто колоритными деталями, не заслоняющими главное - хорошее кино. А "Шакти" - несомненно, кино достойное.

P.S. В конце концов, я знаю массу людей, которые даже шедевры голливудского мюзикла считают верхом глупости, не умея принять условности жанра. А другие не любят вестерны, потому что там лошади и мужики в шляпах.