При аутизме детям и взрослым бывает сложно адаптироваться к любым изменениям. Это и сенсорные трудности часто исключают ношение маски на лице. Поведенческий аналитик, Ли Мэйсон, предлагает рекомендации о том, как научить ребенка с аутизмом носить маску.
Исторически апрель – месяц информирования об аутизме, но в апреле 2020 года эта тема, как и многие другие, оказались в тени новостей о коронавирусе. Нам всем сложно адаптироваться к стремительным изменениям вокруг, но это особенно тяжело для детей с аутизмом – любые изменения в привычном распорядке могут потребовать от них сложной и длительной адаптации.
Например, во многих регионах эпидемиологические службы рекомендуют всегда носить маску вне дома. Многие магазины, аптеки, медицинские и другие учреждения запрещают посетителям входить на свою территорию без маски.
В то же время дети с аутизмом, которым бывает сложно носить обычные ботинки или плотно прилегающую одежду, часто категорически отказываются от такой непривычной и новой для них детали одежды. Многие родители таких детей даже не представляют, как можно уговорить их ходить в маске.
Исследования в рамках прикладного анализа поведения могут предложить два основных подхода, которые помогают адаптироваться к чему-то новому. Это «сочетание стимулов» и «формирование реакции».
«Сочетание стимулов» - это метод, позволяющий безболезненно «познакомить» ребенка с новыми ситуациями, предметами или людьми. Например, если нужно познакомить ребенка с маской. Смысл в том, чтобы новый предмет всегда сочетался для ребенка с чем-то приятным. Например, с щекоткой, игрой, любимой музыкой или объятиями.
Прежде чем просить ребенка надеть маску, важно, чтобы он просто познакомился с новым для него предметом. Просто дайте ему маску, а когда он ее возьмет – похвалите и «дайте пять». Не бойтесь дурачиться! Используйте маску, чтобы корчить смешные рожицы или поиграть в «ку-ку». После того как ребенок привыкнет к присутствию маски, можно начать «формирование реакции» того, как ее носить.
Основная суть формирования реакции – поощрять (награждать) ребенка за каждый маленький шаг по направлению к тому, чтобы носить маску. Во время сочетания стимулов, мы просто хотим, чтобы ребенку было весело и хорошо, когда он держит маску в руках. Теперь мы будем хвалить его и предоставлять какие-то важные для него награды только если он:
1. Поднес маску близко к лицу (не касаясь).
2. Прикоснулся маской к лицу (даже на мгновение).
3. Прикоснулся маской к лицу и позволил нам натянуть лямки.
4. Позволил закрепить лямки за ушами.
Вроде бы все просто, но необходимо, чтобы ребенок совершенно спокойно и успешно выполнил каждый из этих шагов не один раз. Ни в коем случае нельзя переходить к следующему шагу слишком рано!
И сейчас, когда завершается месяц информирования об аутизме, во время которого нам всем пришлось адаптироваться к сложным изменениям, давайте не забывать о тех, для кого изменения особенно тяжелы.
Источник: Checkup Newsroom