Найти тему
Балканы

В России Жигули, а в Югославии? История автомобилестроения.

В бывшей Югославии производились автомобили различных компаний как отечественных, так и иностранных. В данном посте речь идет об одной из наиболее известных автомобильных компаний – «Застава».

История основания автомобильной компании «Застава» сравнительно не продолжительна. Тем не менее, заглянем немного вглубь истории и попытаемся узнать с чего все начиналось. В начале XIX века на территории Сербии произошло два сербских восстания против Османской империи. В результате этих двух восстаний Сербия получила независимость. Для поддержания своей боеспособности и для защиты от внешних врагов сербские руководители приняли решение о строительстве литейного завода для производства пушек и огнестрельного оружия. Литейный завод был открыт в марте 1851 года в городе Крагуевац и получил название Тополивница (Topolivnica) (прибл. перевод – «пушка»).

Тополивница. Современное состояние
Тополивница. Современное состояние

В 1904 году на заводе начали осуществлять ремонт автомобилей и выполнять изготовления некоторых деталей для них. В 1939 году до начала Второй мировой войны начинается сборка автомобилей компании  "Chevrolet". В общей сложности было произведено около 400 военных грузовых автомобилей. Производство было восстановлено после войны только в 1953 году, когда были выпущено 162 автомобиля компании Willys-Overland (в этом же году Willys-Overland была упразднена после слияния с Kaiser Motors). Тем не менее до тех пор завод в основном осуществлял выпуск военной продукции.

День 26 августа 1953 года считается Днем рождения автомобильного завода «Застава». В этот день прошел референдум, на котором большинство проголосовало за переориентировку завода на выпуск автомобильной продукции. Затем были осуществлены выборы автопроизводителя с высоким качеством выпускаемых автомобилей. Среди претендентов были такие компании как Рено, Остин, Ровер, Фиат. А 12 августа 1954 года был подписан контракт на покупку лицензии Фиат. Спустя всего лишь три месяца началась сборка первых автомобилей моделей "Fiat AP-55", "Fiat 1400 BJ" и "Fiat 1100 B". 18 октября 1955 году началось производство автомобиля «Застава 750» прозванного «FICA», что являлось искажением названия Фиат. «Застава 750» стала самым популярным автомобилем в Югославии. В Югославии его называли «автомобилем тысячелетия». Свою популярность он получил благодаря комедийному фильму «Национальный класс» (1979 год). Автомобиль производился на протяжении 30 лет. «Застава 750» была основана на автомобиле «Fiat 600 D» с двигателем 600, а затем 750 куб. В общей сложности было выпущено 923 487 автомобилей данной марки.

Типичный экземпляр "Застава 750"
Типичный экземпляр "Застава 750"

В 1961 году начали производить автомобиль марки «Застава 1300», который в народе называли «Tristac». Данный автомобиль был выполнен на основе «Fiat 1300» В общей сложности до 20 декабря 1979 года было произведено 201 160 таких автомобилей.

А это уже "Застава 1300"
А это уже "Застава 1300"

В 1968 году производство было расширено до 85000 автомобилей в год. Таким образом, был завершен первый этап развития автозавода. В сумме имелось 7 заводов: 5 в Крагуевце, 1 в Македонии и 1 в Косово.

16 мая 1971 года началось производство автомобиля «Застава 128». В общей сложности было выпущено 230000 этих автомобилей. Данный автомобиль экспортировался в Египет.

Такие автомобили "Застава 128" бороздили просторы Египта
Такие автомобили "Застава 128" бороздили просторы Египта

Производство нового автомобиля на базе «Фиат 128» началось 15 октября 1971 года под маркой «Застава 101». С некоторыми изменениями его производство продолжалось до 2008 года. В 1991 года был выпущен миллионный автомобиль данной марки, а 1979 год оказался рекордным по числу собранных автомобилей «Застава 101» в год – 88918 штук.

"Заставу 101" до сих пор можно встретить на дорогах Белграда
"Заставу 101" до сих пор можно встретить на дорогах Белграда

2 октября 1980 года вышел автомобиль собственной разработки «Юго 45». Данный автомобиль производился с двигателями мощностью 45, 55, 60 и 65 л.с. После «Заставы 750» это была самая популярная модель. С небольшими модификациями этот автомобиль выпускался до 2008 года под марками «Корал» и «Корал ин». «Юго 45» был единственным автомобилем, который выпускался в версии кабриолет. До 2000 года было выпущено 750000 автомобилей данной марки. Данный автомобиль примечателен также тем, что он экспортировался в США. Первый «Юго 45» на экспорт был произведен 9 сентября 1985 года. В общей сложности было экспортировано 141 511 автомобилей данной марки.

Автомобиль "Юго 45" с кузовом кабриолет
Автомобиль "Юго 45" с кузовом кабриолет

В 1987 году общественности была представлена модель «Флорида». Первый автомобиль данной марки сошел с конвейера 2 октября 1988 года, а последний в ноябре 2008 года. До 2000 года было собрано всего 25000 автомобилей данной марки. Кузов данного автомобиля был разработан итальянской фирмой «Итал Дизайн». Наибольшего расцвета автомобильная компания добилась в 1989 году, когда было выпущено 220000 автомобилей, а кадровый состав включал 53337 людей. Распад Югославии и экономические санкции международного сообщества в период с 1991 по 1998 года стали самым сложным периодом в истории завода в Крагуевце. В этот период «Застава» активно ведет переговоры по сотрудничеству с несколькими мировыми производителями, в том числе Renault, Daewoo и Peugeot. После нескольких лет застоя в 1998 году производство и сбыт продукции оживает, но такая тенденция была остановлена в 1999 году, когда взрыв уничтожил почти 160 000 квадратных метров производственных площадей. В сентябре того же года производственные линии были обновлены, так что производственная мощность составила 50 000 автомобилей в год. К 2007 году «Застава» произвела более 4,1 миллиона автомобилей, из них около 650 000 было экспортировано в 76 стран мира.

В 2008 году «Застава» закончила свое существование. Завод был выкуплен компанией «Фиат», производство моделей «Застава» было прекращено. В данный момент завод выпускает модели «Punto Classic» и Fiat 500 L.