Очевидно, что такие события, как нынешняя глобальная самоизоляция, изменят потребительские, и не только, привычки людей по всему миру.
Например, люди будут меньше тратиться на ненужные товары.
Связано это будет с двумя основными причинами:
- Многие останутся без работы или станут зарабатывать меньше. Тут поневоле будешь вынужден отказаться от покупки вещей, которые не очень то и раньше нужны были. А в условиях экономии на них и вовсе глупо тратить деньги.
- Длительная рецессия, в которую мы по-видимому вступаем, заставит быть более внимательными в отношении расходов даже тех, кому повезет сохранить высокооплачиваемую работу.
Будет больше возможностей для удаленной работы. О них задумаются даже те, кто раньше относился к ней свысока или просто не представлял себе, что такое возможно.
Причем не только работники, но и работодатели.
Основных причин три:
- Компании, в поисках решений для снижения расходов, станут переводить часть сотрудников на удаленку.
Работодатели будут стремиться набирать исполнителей, в штат или на аутсорсинг, на условиях удаленного сотрудничества всегда, когда это возможно. Это дешевле, а в некоторых случаях и более эффективно, т.к. удаленному специалисту часто платят за результат работы, а не за процесс его создания.
2. Часть работников, попробовавших и оценивших преимущества удаленной работы во время нахождения в самоизоляции, решит не возвращаться в офис.
Они продолжат работать удаленно, даже если придется поменять работу.
3. Бизнес по достоинству оценит этот формат занятости и предложит рынку разнообразные сервисы и программы для всех, кто захочет работать удаленно. И для работодателей, и для работников.
Все это приведет к бурному росту инфраструктуры онлайн-занятости. Первые его признаки мы наблюдаем уже сейчас.
Произойдет кратный рост рынка безналичных платежей.
И произойдет это по одной веской причине - люди будут чаще проводить время в интернете и, соответственно, будут чаще осуществлять онлайн-покупки.
Сервисы небанковских платежных операций тоже ждет активное развитие, потому что для некоторых людей их использование будет проще, в сравнении с традиционными банковскими переводными операциями.
Рост конкуренции в этой сфере приведет к снижению комиссий за перевод и прием платежей(Яндекс Касса, привет!).
Опять-таки, появятся новые сервисы для проведения онлайн-платежей, микроинвестирования и им подобные.
Увеличится количество разнообразных онлайн-услуг, а также возрастут требования к их качеству.
Где-то вмешается государство со своими регулирующими нормами, а где-то рынок сам с этим разберется - конкуренция заставит компании более ответственно подойти как к ассортименту своих услуг, так и к их качеству.
Причем государство приступит к более активному регулированию этой сферы и будет решительней участвовать в ее развитии. Путем запуска новых услуг (в основном, цифровых аналогов оффлайн версий) и поддержки каких-то проектов.
Нас ждет появление сервисов, которые сейчас невозможно предсказать - новая волна цифровых компаний, идеи создания которых пришли их основателям на карантине.
То, что было возможно в эпоху доминирования Яндекс Такси, в эпоху всеобщей уберизации не прокатит.
Диджитализация самым серьезным образом повлияет на многие аспекты интеграции обществ.
Процесс глобализации если не замедлится, то уж точно претерпит серьезные изменения.
Вряд ли глобализация прекратится, как об этом говорят некоторые эксперты. Но вполне вероятно, что она станет другой. И во многом из-за того, что люди активней будут уходить в цифру.
То, что погибло в аналоговом мире, восстанет в цифровом.
В свое время, голландский историк Йохан Хейзинга назвал период, последовавший за Черной чумой, “Закатом Средневековья”.
На какое-то время страны Западной Европы оказались опустошены и обессилены.
Но это продлилось относительно недолго. Из мрачного Средневековья Европа вышла обновленной и с сильным заделом для будущего Возрождения.
Именно чуме, по мнению многих историков, Европа обязана резкому росту урбанизации, освобождению крестьянства, демократизации церковных институтов и даже эмансипации женщин: нехватка мужчин вынудила власти разрешить женщинам делать то, что раньше считалось прерогативой мужчин.
Конечно, нынешняя ситуация очень отличается от того, что происходило 700 лет назад. Но факт остается фактом - сильные потрясения влекут сильные изменения.
А то, что происходит сегодня в экономической и социальной жизни большей части землян, вполне можно отнести к сильному потрясению.
Согласны, друзья? Или у вас есть свои соображения на этот счет?