Короткая Итальянская кампания 1859 года была первой из серии эпохальных войн, начавшихся в середине XIX века и перекроивших Европу. Политически эта кампания привела к объединению Италии и созданию Международного Красного Креста. В военном отношении она заслуживает еще большего внимания. Это была первая война, в которой обе стороны использовали новые «высокие» технологии – железные дороги, телеграф и нарезное оружие.
Театр военных действий
Французский император Наполеон III давно хотел изгнать австрийцев из Северной Италии, как когда-то это сделал его великий дядя. Король Сардинского королевства (Пьемонт-Сардинии) Виктор Эммануил II мечтал собрать Италию под своей рукой, австрийская гегемония препятствовала объединению лоскутного одеяла итальянских государств. Оформление франко-сардинского союза взял на себя премьер-министр Сардинии Камилло Кавур. Французы за свою помощь должны были получить часть пьемонт-сардинской территории – Ниццу и Савойю.
Австрийцы начали мобилизацию 9 апреля 1859 года и потребовали демобилизации пьемонтских войск. Пьемонт отверг ультиматум, и 29 апреля 150 тысяч австрийских солдат вторглись на территорию Пьемонта. Однако к тому времени французские войска уже загрузились в эшелоны, направляющиеся в Северную Италию.
Театр военных действий – пространство между Альпами на севере и рекой По на юге со множеством небольших рек. Небольшое количество каменных мостов сдерживало передвижения армий. Между реками сельская местность была тесно засажена виноградом, кукурузой и рисом, сильно изрезана ирригационными каналами, обрамленными поясами деревьев и кустарников. Вся страна представляла собой огромный фруктовый сад, густо засаженный маленькими фруктовыми деревьями, переплетенными виноградными лозами. Это резко ограничивало применение артиллерии и кавалерии; даже пехота испытывала трудности при передвижении по пересеченной местности. Почтовые дороги, соединявшие большие города, были очень хороши, сельские дороги представляли собой всего лишь колеи, которые быстро становились непроходимыми в плохую погоду.
Железная дорога и телеграф
69-летний австрийский командующий граф Ференц Дьюлаи (Франц Гиулай на немецкий лад) был хорошим администратором, но ему не хватало оперативного опыта и уверенности в принятии решений. Быстрым наступлением он мог сокрушить пьемонтцев, которых было в два раза меньше (74 тысяч бойцов). Но генерал знал, что III-й французский корпус уже в Италии. Французы впервые в военной истории использовали железную дорогу для оперативной переброски войск. По телеграфу Дьюлаи получил известие, что французы всаживаются в Генуе. Впервые разведданные были получены столь оперативно, без использования конного курьера. Но для австрийца это создало проблему. Он решил, что его левый (южный) фланг под угрозой и сосредоточил там большую часть войск, что позволило французам осуществить один из самых смелых стратегических маневров со времен Наполеона I.
Французы вскоре дали Дьюлаи еще больше оснований опасаться за его левый фланг. Маршал Франсуа де Сен-Канробер, командующий III-м корпусом, убедил пьемонтцев перебросить четыре из пяти своих дивизий на юг по железной дороге к укреплениям вокруг Алессандрии и плацдарму в Казале. Там они угрожали коммуникационным линиям австрийцев, если те продолжат наступление на пьемонт-сардинскую столицу Турин. Вскоре к ним присоединились французские войска из Генуи.
Как Канробер и предсказал, граф Дьюлаи отступил за реку Сесию, оставив передовые позиции вокруг Верчелли, которые позволили им угрожать Турину. Австрийцы потеряли инициативу и теперь ждали следующего шага союзников.
Наполеон III руководил операциями из Парижа по телеграфу. Тоже первый случай в военной истории столь удаленного управления войсками. Выехав из Парижа 10 мая, он через четыре дня был уже на итальянском фронте. Австрийцы теперь занимали треугольник, образованный на западе реками Сесия и По, от Верчелли до Валенцы, а на юге рекой По от Валенцы до Павии. Союзники были сосредоточены на дуге от Казале до Валенцы и Вогеры, 150 тысяч французских войск в составе пяти корпусов присоединились к 74 тысячам пьемонтцев вокруг Алессандрии. Одним из генералов пьемонтской армии был Джузеппе Гарибальди.
Фронт союзников был не только значительно короче, но и имел железнодорожное сообщение на всем его протяжении. Наполеон начал серию железнодорожных экскурсий, чтобы ознакомиться с театром военных действий и посетить место большой победы Наполеона Бонапарта над австрийцами в Маренго.
Монтебелло
Дьюлаи решил провести "разведку боем" вдоль южного берега реки По в направлении правого фланга союзников у Вогеры. 20 мая в деревне Монтебелло небольшой отряд австрийцев столкнулся с пьемонтской кавалерией, поддерживаемой дивизией французского генерал-майора Эли Форе. Австрийцы продемонстрировали полную тактическую неполноценность. В то время как они растянули свои превосходящие противника в 2 раза силы в обороне, а Форе бросил в бой все свои батальоны. Не помогли австрийцам и новейшие капсульные винтовки Лоренца. Их опрокинули штыковым ударом.
Монтебелло показало решающие различия между противоборствующими армиями. Австрийская армия была смесью национальностей, многие из которых не хотели воевать, особенно венгерские и итальянские полки. С другой стороны, французы были национально однородны, с большим боевым опытом войн в Алжире и Крыму.
Монтебелло еще сильнее привязало австрийского командующего к левому южному флангу. Но и союзному командованию негде было здесь – на единственной дороге между рекой По и Апеннинскими горами – развернуть 100-тысячную группировку прорыва. Выбор пал на ослабленный правый фланг австрийцев.
Войска двинулись вперед. 26 мая Гарибальди разбил австрийцев в Варесе. 30 мая союзники разгромили противника у Палестро. Движение продолжилось на Новару, а затем к реке Тичино по дороге в Милан. Союзная армия двигалась подобно огромной змее, подтягивая свой хвост, прежде чем снова выдвинуть голову вперед, чтобы быть готовой к любому австрийскому контрнаступлению. Однако австрийцы бездейстовали. Начальник штаба Дьюлаи написал приказ о наступлении на Новару, но граф положил бумаги под подушку, выкурил трубку и заснул, не подписав их.
Маджента
Только в 8 часов вечера 2 июня Дьюлаи отдал приказ по армии сосредоточиться на правом фланге. Три корпуса должны были переправиться через Тичино, чтобы поддержать I корпус генерала Эдуарда Клам-Галласа, недавно переброшенный в Мадженту, чтобы прикрыть Милан. К несчастью, прибытие начальника личного штаба австрийского императора задержало выполнение этих приказов на шесть часов.
Тем не менее генерал Дьюлаи успел сосредоточить 60 тысяч человек вокруг Мадженты, что очень удивило французов. Однако австрийские саперы не смогли взорвать ключевые мосты, позволив французскому II корпусу генерал-майора Мари-Эдм-Патрис-Мориса де Мак-Магона переправиться 3 июня. На следующий день около часа дня грохот орудий Мак-Магона к северу от Мадженты ускорил фронтальную атаку французских гвардейских гренадеров на главную австрийскую позицию на Большом канале, идущем параллельно Тичино. Гренадеры захватили позиции по обоим сторонам канала. Зуавы забили штыками австрийского инженера, пытавшегося взорвать мост. Шесть бочонков с порохом, стоявших наготове, были скатаны в канал.
Неоднократные контратаки австрийцев по обоим берегам канала проваливались. Всякий раз, когда французы были отброшены, прибывали подкрепления, чтобы спасти положение. Деревня Понте-Веккьо меняла хозяев не менее шести раз в течение дня. В какой-то момент единственным резервом Наполеона были четыре роты 1-го гренадерского полка, в то время как Гвардейская артиллерия была развернута для прикрытия отступления. Однако, как и в Монтебелло, австрийцам не удалось максимально использовать свое численное преимущество из-за запутанных приказов, отдаваемых их штабом. Некоторые части были не слишком воодушевлены, итальянские солдаты пехотного полка эрцгерцога Сигизмунда дезертировали толпами.
Мак-Магон возобновил атаку около пяти часов вечера, его алжирские войска, включая Иностранный легион, быстро продвинулись вперед, загнав австрийцев в карман между Маджентой и Навильо-Гранде, где они попали под огонь артиллерии. Около 7 часов вечера австрийцы отступили, хотя ожесточенные уличные бои продолжались в еще несколько часов. Измученные своей тяжелой победой, французы были не в состоянии продолжать преследование.
Хотя Дьюлаи мог бы возобновить боевые действия на следующий день с двумя дополнительными корпусами, выведенными из их бесполезной вахты на южном фланге, его уцелевшие в Мадженте войска были слишком потрепаны, чтобы сражаться снова. Австрийцы покинули Ломбардию, отступив к крепостям Вероны и Мантуи, входившим в знаменитый четырехугольник крепостей, преграждавший путь в Венецию.
Сольферино
Отступающая австрийская армия остановилась в Сольферино, в пяти милях от реки Минчо. Дьюлаи был отстранен от командования и заменен Клам-Галласом, чей I корпус хорошо проявил себя против II корпуса Мак-Магона в Мадженте. Пока австрийцы окапывались на холмах вокруг Сольферино, прибыл император Франц-Иосиф I, чтобы лично возглавить армию численностью 100 тысяч человек. Войска союзников возглавили лично Наполеон III и Виктор Эммануил II, в результате чего Сольферино также упоминается как Битва трех государей, чье руководство, конечно, было номинальным.
Союзникам после серии кровопролитных боев удалось прорвать австрийский центр. Наконец, признав свое поражение, Франц-Иосиф приказал отступить через реку Минчо. Упорные арьергардные действия австрийцев не позволили французам превратить отступление в разгром.
Свидетелем 15-часовой бойни при Сольферино был Анри Дюнан, приезжий швейцарский бизнесмен и активный член Всемирного евангелического альянса. Он был в ужасе и убедил местных крестьян и отдыхающих аристократов присоединиться к нему в оказании помощи раненым. Вернувшись домой в Женеву, Дюнан написал «Воспоминания о Сольферино» – короткую, но потрясающе откровенную книгу о том, что он видел, а затем предложил создать общество подготовленных добровольцев для ухода за ранеными после будущих сражений – Красный Крест.