На острие иглы
Поговорим, наконец, о путях модернизации проигрывателя «Вега ЭП-122-стерео».
В первой «главе» мини-романа об этой вертушке я писал про ее положительные и отрицательные особенности и при этом заметил, что от трех недостатков ее вполне можно избавить. Начнем с самого простого.
Головка Unitra Mf-100 была далеко не самым лучшим ММ-картриджем даже для середины 70-х, когда эту модель только начали выпускать. Если по заявленным параметрам она выглядела вполне конкурентоспособной в сравнении с нашими, отечественными головками первого класса, то по звучанию заметно им уступала, а картриджам с первой цифрой «0» в индексе – и подавно.
Когда «Вега 122» оказалась в моем распоряжении, я первым делом заменил картридж. Под рукой был только старый, добрый, но практически не пользованный Shure M44, который, как и ожидалось, сразу коренным образом изменил характер звучания.
Вам совсем необязательно делать то же самое, ведь сегодня на рынке легко найти приличную головку за разумные деньги. Главное – следите, чтобы с точки зрения геометрии новый картридж был достаточно близок к штатному.
Если бы передо мной сейчас стояла такая задача, я бы остановился, отчасти ориентируясь на соотношение качество/цена, на головке Ortofon 510 MK II. Этот сравнительно недорогой картридж с эллиптической иглой имеет простую, без изысков, классическую конструкцию и при этом отличается ровным, глубоким звуком с неплохой панорамой.
Вторая решаемая проблема «Веги» – кабель. В свое время я не стал морочить себе голову сверлением дополнительных дырок в корпусе для установки RCA-разъемов, а просто напрямую, минуя штатный мини-разъемчик, припаял разделанный межблочный кабель к проводкам, которые торчат снизу вертикальной оси тонарма. Кабель был отменный, поэтому эффект получился замечательный. Вам я советую проделать ту же процедуру, только при выпоре подходящего кабеля постарайтесь не промахнуться и купить что-то действительно стоящее.
Наконец, корпус. У «Веги» он легкий и звонкий, в то время как, по-хорошему, он должен быть достаточно тяжелый и «глухой». Когда я решил довести вертушку «до ума» и задемпфировать корпус, у меня под рукой оказался только лист пятимиллиметровой мягкой пористой резины и 88-й клей. Вооружившись этими «расходниками» и сапожным ножом, я вырезал из листа фрагменты, по форме в точности совпадающие со свободными полостями нижней части корпуса, и приклеил их везде, где только сумел. То же самое я проделал и с верхней частью корпуса. Массу вертушки я увеличил, приклеив к резине (только в нижней части корпуса) расплющенные куски свинцовой изоляции от какого-то древнего телефонного кабеля. Весов у меня в хозяйстве не оказалось, но по ощущениям проигрыватель стал тяжелее килограммов на пять, если не больше.
Для демпфирования ножек я вырезал из того же листа резины круглые шайбы, но этого оказалось явно недостаточно, поэтому их пришлось заменить на войлочные, сантиметра в полтора толщиной.
Результат удовлетворил меня настолько, что я с удовольствием пользовался модернизированной «Вегой» года три, пока один из друзей не уговорил меня продать ему аппарат.
Мой способ демпфирования корпуса и увеличения его массы – отнюдь ре догма. Я уверен, что многие из моих читателей придумают собственные лайфхаки, которые окажутся остроумнее и эффективнее моих. Одно могу сказать с уверенностью: купив «Вегу 122» в нормальном рабочем состоянии и проделав с ней все необходимые манипуляции (можно еще для очистки совести поменять два «электролита» на плате управления двигателем), вы потратите максимум 8 тысяч и получите отличную вертушку. Сравнимый по качеству новый аппарат в магазине будет стоить тысяч на 15, а то и на 20 дороже.