Найти тему
Веб-студия WW

Поисковые алгоритмы Яндекс: 1997 - 2020

По мере развития веб-идустрии появлялись новые игроки. В 1997 году на рынок вышла российская компания Яндекс, которая была с момента основания ориентирована на русскоязычный сегмент интернета. Поисковые программы Яндекса справлялись с морфологией русского языка и позволяли определить уникальность того или иного текста.

С момента основания компании в Яндекс применялись различные программы помогающие ранжировать поисковую выдачу таким образом, чтобы максимально соответствовать поисковому запросу пользователя.

Зачем следить за изменениями алгоритмов Яндекса?

Шли годы. Данных становилось все больше. И вскоре стало очевидно, что необходимо совершенствовать подход к определению релевантности веб-страницы к тому ли иному поисковому запросу. И к тому же стали развиваться различные манипулятивные схемы, позволяющие привлечь большую часть трафика тот или иной ресурс.

Наблюдая за историей развития факторов ранжирования сайтов, можно представить себе, как в веб-индустрии сложилась современная концепция ориентированного на пользователя контента. Этот материал может быть полезен как для владельцев сайтов, так и для представителей профессиональной среды еще плохо знакомым с факторами SEO-продвижения.

История изменений поисковых алгоритмов Яндекса

До 2008 года об изменениях ранжирования можно было узнать в основном из специализированных ресурсов для веб-разработчиков. Изменения касались расширения факторов ранжирования и борьбой с излишним ссылочным спамом.

Еду в Магадан!

С середины 2008 года, когда был анонсирован первый поисковой алгоритм с ярким и запоминающимся именем «Магадан», стратегия Яндекс изменилась. В компании стали больше внимания уделять пиару, хотя основная целевая аудитория не изменилась — разработчики и владельцы сайтов.
Суть изменений можно свести к следующему: снижение доверия к манипуляциям и ссылочному фактору, повышение значимости уникального контента, улучшенное распознавание аббревиатур, географических названий, имен, в том числе транслитерированных, а также лучшее понимание коммерческих запросов.

В порту Находки

В том же году была протестирована и запущена в постоянную работу еще одна поисковая программа, получившая имя «Находка».
Этот алгоритм научился хорошо разбирать служебные части речи и местоимения, что раньше не учитывалось. Также совершенствование технологии машинного обучения позволило значительно расширить словарный запас Яндекса, за счет постоянного автоматического анализа уже проиндексированных текстов.
В конечном итоге, это дало хороший толчок для продвижения новых сайтов.

И Арзамас, и Анадырь

Следующий этап развития технологий поиска в интернете связан с появлением в 2009 году возможности учесть текущее местоположение пользователя, поэтому в разных регионах мира по одному и тому же поисковому запросу может быть очень разный результат выдачи.
Кроме того, были предприняты усилия для понимания алгоритмом морфологической омонимию, когда слова совпадали в некоторых из своих грамматических форм. Например, не стали — глагол и нет стали — существительное; вИна — существительное множественного числа и винА — существительное единственного числа.
Это во многом упростило работу программы с длинными многословными запросами.

Снежинск

Значительным образом изменилось ранжирование сайтов в конце 2009 года. Это событие связано с запуском алгоритма Снежинск, основанного на технологии самообучающейся системы MatrixNet.
Помимо заметного увеличения факторов, повлиявших на ранжирование сайтов, для самых многочисленных регионов России были созданы отдельные локальные формулы.

Станция «Конаково»

На рубеже 2009 и 2010 годов учет географических факторов при ранжировании выдачи получил свое развитие в алгоритме «Конаково».
Локальное ранжирование теперь учитывало данные запросов из 1250 городов России. Вместе с тем информационные ресурсы стали показывать хорошие результаты при ранжировании.

Обнинск

В сентябре 2010 года наступил следующий этап — запуск нового алгоритма «Обинск».
Эта программа, в противовес предыдущей, была направлена на учет запросов, независимых от географического положения пользователя, которых среди прочих большая часть.
Вместе с введением этого алгоритма общий вес кода поисковых программ достиг 280 МБ, поэтому несложно вообразить как много условий которые могут повлиять на выдачу сайта по тому или иному запросу.
«Обинск» снизил влияние внешних ссылок и ввел понятие авторского контента.

Краснодар

К концу 2010 года в новом алгоритме «Краснодар» была применена новая технология поиска «Спектр», которая начала распознавать многозначность слов, что позволило снять неточность со многими пользовательскими запросами.
Выдача по локационным запросом стала точней. Страницы социальной сети «Вконтакте» стали конкурировать в выдаче наравне со страницами классических сайтов.
В результатах выдачи появились расширенные сниппеты.

Билет в Рейкьявик

С августа 2011 года поиск Яндекса стал формировать выдачу персонально, исходя из истории визитов пользователя. В частности, можно было заметить в выдаче результаты как с опечаткой и так без нее. Стали распознаваться языковые предпочтения пользователей, что особенно актуально для регионов с билингвистической языковой культурой.
Начали развиваться технологии параллельного поиска, когда над результатами выдачи стали появляться специальные элементы, готовые прямо ответить на пользовательский запрос. Например, дать формулу вычисления объема пирамиды, при чем в некоторых случаях (как в приведенном примере) можно в результате выдачи ей и воспользоваться.

Пора в Калининград

Начиная с конца 2012 года мы уже можем полностью представить себе требования к успешному продвижению современного сайта: корректный ссылочный профиль, качественный контент, привлекательный дизайн, хорошее юзабилити и социальные сигналы.
Тенденция к персонализации выдачи продолжила свое развитие: были обновлены поисковые подсказки, стали учитываться долгосрочные интересы.

Дублин

2013 год привнес дальнейшее развитие персонализация поиска и с запуском алгоритма «Дублин» в середине года Яндекс стал лучше учитывать текущие, одномоментные интересы пользователей, проявившиеся во время последний поисковой сессии.

В Началово, но без ссылок

В 2014 году были протестированы очередные ограничения ссылочного фактора при распределении результатов поиска. Эксперимент затронул некоторые сферы коммерческих запросов из Москвы.

Острова или Одесса

Название Острова было присвоено новому интерфейсу выдачи Яндекс. Смысл этой метафоры в том, что теперь интерактивные блоки, которые появились в Рекьявике, стали создаваться для каждого информационного ресурса отдельно.
Разработчики Яндекса предполагали, что пользователь сможет удовлетворить свой запрос без перехода на другой сайт, т. е. Прямо на странице выдачи. В итоге, эксперимент признали неудачным.

Амстердам или Объектный ответ

В результатах поиска появилась особая категория результатов — информационная карточка, которая давала справочную информацию, связанную с объектом поискового запроса.

Минусинск — город в Красноярском крае

С запуском этой программы с мае 2015 года был нанесен очередной удар по манипуляциям с ссылочным профилем сайтов. Те ресурсы, которые злоупотребляли с внешними ссылками, ведущими на их ресурс стали занижаться в выдаче.

Многорукие бандиты Яндекса или Киров

В том же году в поисковой выдаче появился элемент случайности, как в индустрии азартных игр. Появление в топе выдачи еще не успевших зарекомендовать себя сайтов позволило собрать больше данных о поведении пользователей.

Владивосток 2016

К 2016 году накопилось достаточно данных, чтобы будущий бум мобильного трафика стал очевиден.
В Яндекс был разработан алгоритм «Владивосток», который ранжировал сайты в зависимости от их способности к адаптации на мобильных устройствах.

Палех — центр русской лаковой росписи

Развитие нейронных сетей к ноябрю 2016 года стало достаточным для распознавания смысла редких запросов, например, выраженных при помощи просторечий или в формате разговорной фразы.
Применение искусственного интеллекта позволило шагнуть от ключевых слов и частотных таблиц к пониманию смысла всей фразы в целом. Алгоритм «Палех» работал в основном с главным заголовком страницы, заключенном в title.

Баден-Баден — самый русский город Германии

Алгоритм «Баден-Баден» был придуман, чтобы сделать текстовое наполнение сайтов внятным, убрав из него бесконечные повторы основных ключей. Вместе с ним в марте 2017 года эпохе переоптимизированного контента пришел конец.
Конечно, это не означало полную отмену текстовой подготовки веб-страниц, но установило границы, нарушить которые и получить предупреждение в разделе Яндекс.Вебмастера было бы неприятно большинству владельцев сайтов.

Королёв — наукоград в Московской области

Дальнейшее развитие нейронных сетей позволило программе определять смысл фразы не только в Title страницы, но и во всем ее содержании.
Для работы алгоритма «Королёв» потребовалось еще больше данных, полученных из реальных оценок пользователей, результатов тестирования и поисковой статистики, которая к августу 2017 года представляла собой очень большой объем данных.

Андромеда

Запуск «Андромеды» анонсирован в 2018 году. К этому времени было сделано множество небольших изменений в отображении интерактивных и информационных блоков сервисов Яндекс, была введены показатели успешности веб-ресурса (метки «Популярный сайт», «Навигационный ответ» и т. д.).
Новый алгоритм стал учитывать еще больше факторов, прогнозируя удовлетворенность пользователя на той или иной странице сайтов, исходя из качества контента, лояльности пользователей, соотношения рекламных и уникальных материалов, результатов А/B тестирования с конкурентами.

Вега

Появившееся почти в самом конце 2019 года обновление поисковых алгоритмов было связано с покорением звезды «Вега».
Вега продемонстрировала значительные достижения в сфере локального поиска, обнаружив релевантный запросу объект с точностью до одного дома.
Алгоритм при оценке качества страницы стал учитывать мнение профессиональной среды: высокая вовлеченность эксперта — сильный фактор при ранжировании.
Кроме того Вега за счет структуризации базы страниц и применения технологии предварительной визуализации ускорили формирование качественной поисковой выдачи.

Это все значимые изменения в работе поисковых алгоритмов Яндекс на конец апреля 2020 года.