Найти тему
Журнал МУЗилка

Горшенев выпустил "Звездный мусор". Рецензия на альбом.

В последнее время среди грандов русского рока наметилась тенденция на обновление, что в современных условиях вполне логично. Знакомые и всеми любимые звездные проекты уходят в прошлое, прекращая свою творческую жизнь по тем или иным причинам, а им на смену приходят новые. Их появление, как правило, сопровождаются своеобразным «переосмыслением» и попытками показать новую грань творчества. Так поступил и видный рок-музыкант нулевых, брат не так давно почившего вокалиста «Короля и Шута», Алексей Горшенев. В 2018 году он окончательно попрощался с прославленной группой «Кукрыниксы», лидером которой являлся на протяжении 21 года и заявил о создании нового проекта, названного его же собственным именем. В течении двух лет группа «ГОРШЕНЕВ» выпускала только синглы, представляя нам порционно элементы своего творческого облика. Я, честно говоря, ждал полноценной пластинки, о выходе которой информация появилась достаточно давно.. Релиз дебютного альбома состоялся 24 апреля. Пластинка называется "Звездный мусор" и содержит 14 композиций, музыканты включили туда всё, что наработали. Те, кто посещает концерты Горшенева уже слышали многие из этих произведений, они звучали на живых выступлениях. Я же услышал все треки впервые и делюсь своими впечатлениями ниже.

Анонсируя дебютный релиз своего нового проекта, Алексей Горшенев объявил, что они попытались сделать то, чего в русском роке ещё не было. Самим музыкантам, конечно, видней, что они играют, но, с моей точки, это не очень получилось. Дело в том, что бацилла русского рока настолько сильна, что все, кто когда-либо имел отношения к этому кластеру музыки, так или иначе транслируют знакомый дух, пусть и в сильно видоизмененном виде. Звучание проекта «Горшенев», действительно, обновлено в соответствии с актуальными тенденциями, однако в мелодике и в подаче чувствуется наследие русского рока образца 1990-х -2000-х годов.

«Звездный мусор» называют альбомом экспериментов, и в экспериментальности Алексею действительно сложно отказать. Однако, эксперимент лежит в знакомом и привычном для музыканта поле. «Русский рок» - это явление очень многогранное. Данный термин - своего рода «колпак», объединяющий артистов с разной природой, но «замешанных» в одном котле. Что, как мне кажется, сделал Горшенев на этой пластинке, так это создал своеобразную «сборную солянку» из образов и элементов русского рока.

-2

В этом же контексте нельзя не обратить внимания и на выбранный «бренд» для нового проекта. Фамилия ГОРШЕНЕВ – значима для русского рока, и ассоциируется она не только и не столько с Алексеем, сколько с его страшим братом – Михаилом, который также известен как «Горшок». Вынесенная в название нового проекта фамилия порождает две мысли. С одной стороны, преодолевая очередной этап в творчестве, Алексей, отдает, в том числе, и дань памяти брату. Хотя музыка группы «Горшенев» лежит совсем в другой плоскости и даже близко не напоминает «Киша», тем не менее некоторые отсылки и намеки всё же слышны. Возможно, это органика, от которой никуда не деться, в конце концов, у братьев похожие тембры. С другой стороны, Алексей в большей или меньшей степени оказался в тени брата, хотя поклонники «Кукрыниксов» со мной и не согласятся. Но по ряду объективных и субъективных причин «КиШ» оказался более заметным и знаковым явлением в отечественной музыке. В этом смысле новый проект можно понимать как попытку показать собственную самость и в очередной раз подтвердить значимость носимой фамилии. Горшеневых – два, и они разные, так и музыка русского рока очень разнообразна и порой способна создавать причудливые сочетания.

Алексей постарался максимально широко показать свою музыкальную палитру, и это ему удалось. Альбом получился многогранным, разноплановым и даже местами неожиданным. Бэкграунд «Кукрыниксов», хоть и завуалировано, всё же чувствуется в альбоме, но в то же время звучание получилось более легким, чем стоило ожидать и очень сильно «синтетическим». Музыкальные и мелодические ходы заставляли думать об обобщенном облике русского рока, погруженном в современную оболочку синтетического, пресыщенного электроникой звучания. Прослушивая альбом одного из братьев Горшеневых, я не мог не вспомнить о других братьях – Самойловых. В ряде композиций, особенно в первых нескольких треках, меня не покидало четкое ощущение, что «бывший Кукр», испытавший логичное органическое влияние старшего брата, получил «инъекцию» в лице и «Агаты Кристи», и позднего «матричного» варианта творчества Глеба Саймойлова. Сольные проекты двух «младших братьев» русского рока получились чем-то схожи по посылу и приёмам, но в то же время они настолько же разные, насколько разные фундаментальные основания, на которых строится облик этих артистов.

«Электронно-атмосферные» элементы в саунде совсем не являются новшеством для нынешнего этапа отечественной рок-музыки, на этом поле сегодня играют многие. Вспоминая мрачную эстетику, к которой частенько прибегали и «Кукрыниксы», и «КиШ», можно было бы предположить, что «электронизация» звучания пойдет по «темному» пути, близкому к готике. Намеки на это есть, отсюда и ассоциация с Самойловыми, но всё же атмосфера альбома в целом не мрачная. Она скорее напоминает светлую грусть, местами томную, отстраненную и обволакивающую, а местами вдохновенную и побуждающую к размышлениям. Алексей то скатывался в «мрачный жесткий рок», то, наоборот, демонстрировал осмысленную и умеренную близость с мейнстримом и поп-культурой.

Весьма характерной с точки зрения наследия русского рока и его узнаваемых черт является песня «Царь зверей», и, по моему, она одна из самых удачных в альбоме. Эпичное и почти хоровое начало сочетается с привычной мелодикой русского рока и характерной атмосферностью.

Чем дальше, тем больше в ходе знакомства с альбомом увеличивалась «ассоциативная линия» с различными образами русского рока и усиливалось ощущение качественного, генетически предопределённого музыкального продукта. Вокально Алексей тоже был разнообразен. Оставаясь самим собой, он местами напоминал своего брата, братьев Самойловых, Сергея Галанина и даже Константина Кинчева. Речь не столько о манере пения, а, скорее, об «общем облике» треков, в которых вокальная линия раскрывалась по-разному.

Композиция «Крутится карусель» сочетает плотное рок-н-рольное, сдобренное эффектами звучание, с некоторой «шутливостью» и эстетикой сказки.

Заглядывая в разные уголки музыкальной культуры, Горшенев может быть лиричен и задумчив, как в композиции «Темный лес», размышлять и философствовать в «Глазури» и «Одиночестве» и неистово, почти по-панковски хулиганить в песне «Папа».

На своём экспериментальном поприще Горшенев использует привычные образы и сюжеты. Тема «Одиночества» поднималась в лирике неоднократно и со смысловой точки зрения здесь не сказано ничего нового, то же можно сказать и про песню «Рожденный быть звездой». Возникает масса ассоциаций: от «Пой» «Машины времени» до «Звезды по имени рок» «Алисы». Алексей выдал свою «усредненную версию» той же темы.

Обращение к образам известных личностей для передачи содержательного посыла песни - довольно известный приём, часто используемый российскими рок-музыкантами. На «Звездном мусоре» есть две песни, которые выдают себя уже названиями: «Че Геварра» и «Ахматова». Два полярных образа из разных эпох и культур, своеобразно перерабатываются в пространстве альбома.

В песне «Имена», сквозь череду упоминаний известных личностей ставится экзистенциально важный вопрос «Кто ты?» Ответ на него вполне очевиден: «Ты можешь быть кем угодно». Принцип построения текста не нов. Смысловой посыл хоть и достаточно глубок, но также не отличается оригинальностью,

Пытаясь обобщить услышанное, привести «в соответствие» все мысли, параллели и ассоциации волей-неволей задумываешься о смысле названия альбома. Оно, очевидно, не случайно, хотя каких-то официальных трактовок я не нашел. Создается впечатление, что альбом собран по крупицам из разных частиц и остатков, музыканты перемешали образы и элементы культурного наследия, дав им своё новое звучание. Тема «судьбы» и «творчества» звучит в том или ином виде в нескольких треках. «Звездный мусор» - можно понимать как «альбом-поиск», как «порог переосмысления», на котором оказался коллектив.

Альбом целиком. Ниже выводы.

Множественность отсылок и ассоциаций – не повод говорить о вторичности альбома. Скорее, наоборот, чувствуется укорененность и осмысленность в звучании и в содержании. Ждать чего-либо «принципиально нового» от таких музыкантов как Алексей Горшенев было бы глупо. Эксперимент – опасное поле, здесь можно «перестараться». Талантливые произведения очень часто строятся на переработке и новом прочтении уже известного наследия. Это как раз тот случай. Насколько прочтение новое – пусть каждый слушатель решат сам.

Далеко не факт, что все обнаруженные мной отсылки и параллели были умышленными, и ещё более не факт, что то, что услышал я, почувствуют другие.

В целом альбом получился неплохой, и некоторые треки из него я даже возьму себе в плейлист.

Статья получилась в стиле "Мысли по поводу". Обзор имеет нейтральный характер и основывается исключительно на личных ощущениях от прослушивания, не содержит всестороннего анализа и не претендует на истину последней инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной науки, чем музыковедение.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц