1864 год как переломный в судьбе "юбочного каркаса"
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
«Начало конца» для кринолина было ознаменовано небольшой заметкой, опубликованной в начале 1864 года в одном из российских модных журналов. «В Париже появился новый кринолин, которому по-видимому суждено изгнать все другие кринолины. Мы постараемся объяснить, в чём заключается его достоинство. Кринолин-тюник (так он называется) застегивается на переди сверху до низу и образует передник, в котором нет совсем стальных пружин. Чтобы сидеть в экипаже, в театре , вообще, чтобы уменьшить объем юбок, стоит только сблизить между собой пружины, и кринолина как будто не существует».
Новость была встречена в Российской империи, если не с восторгом, то оптимистично, некоторые из модных обозревателей предсказывали: «По всему заметно, что в моде произойдут в скором времени значительные перемены, и что вся пышность и чрезмерное убранство теперешних платьев заменится костюмами времен первой Французской империи, т. е. обтянутыми и лишенными всяких украшений».
Опять же достаточно верно отмечалось, что кринолин «хотя не оставляется, но уже с каждым годом уменьшается в объеме, суживается на боках, сглаживается спереди и скоро обратится в один длинный хвост, служащий поддержкой для множества материи, употребляемой для юбки современного платья».
Ошарашенные модницы атаковали журналы вопросами, о чём свидетельствует переписка, обнаруженная в архивах. Оставшейся безымянной барышне, судя по всему, интересовавшейся, чем же заменят в будущем кринолин, один из журналов отвечал: «Кринолин заменять не нужно ничем — его надо носить до тех пор, пока он не выйдет из моды; теперь кринолины делают очень хорошо: они почти незаметны, спереди и на боках обтянуты, и образуют трен».
Поскольку кринолин был важным элементом женской моды почти на протяжении десятилетия (мы говорим именно про Российскую Империю, а не моду вообще), то можно дать некоторую живописную динамику его развития. Один из журналистов в 1864 году так описывал его судьбу, явно иронизируя: «… покорить своему могуществу всех женщин Европы, Азии, Африки, Америки, Океании,— цивилизацию и варварство; — заключить в свои железные обручи всю вселенную, и видеть близкий час своего падения!»
Для российской моды торжество кринолина длилось всего лишь семь лет. Впервые он был «утвержден» в моде Российской империи в 1858 году и почти сразу достигал своего апогея; «он был надут, как всякий выскочка, навязчив, груб и дерзок; в нём ничто не гнулось; он был неуступчив и неловок» (это мы цитируем фельетон тех лет).
Однако уже два года спустя он претерпел изменения. «Он уже не так неуклюж; и беззаботен о том, что скажут, как его предшественник». Один острослов отмечало по поводу этой незначительно, но трансформации: «Уступая некоторым советам и сознавая необходимость щадить общественное мнение, он последовал примеру всех льстецов. принялся развивать свои суставы, приучился гнуться, сделался плоским спереди, для того, чтобы вздуться сзади».
Чтобы вам было понятно, кринолины как в России, так и за рубежом были поводом для множества шуток и карикатур. В 1862 году «он становится еще меньше, скрывается под модными тканями, убирается рюшем, старается пройти незаметно, чтоб получить позволение жить» (это опять же цитата из модного журнала).
Тенденция развития была предельно понятна, это сокращение объемов кринолина с постепенным его схождением на нет. Опять же один из юмористов тех времен писал: «В 1863 и 1864 годах кринолин становится скелетом, тенью самого себя, сухощавым привидением, напоминающим в профиль жалкий и изнуренный вид знаменитого коня, на котором разъезжал рыцарь печального образа. Он потерял свою горделивую округлость, которая в прежнее время заявляла всем об этом значении и успехе; он сделался не только плоским, но сплюснутым»
Прогноз относительно судьбы кринолина российские модные журналы давали достаточно точный: «Делать нечего, приходится с ним расстаться, но, говоря откровенно, нельзя не пожелать, по крайней мере, отдаления этой грустной минуты».