Вчера, совершенно неожиданно, вышло поставить точку в пятерке хороших фильмов про Войну, снятых в десятые. И все благодаря Тайке Вайтити и оскароносному «Кролику Джоджо», так и не вышедшему в наш прокат.
У нас, как водится и водилось всегда, палку перегибают постоянно. Причем, так уж получается, порой совершенно не в ту сторону. Сейчас дико модно хаять/хвалить «Зулейха открывает глаза»/не тот народ. Новости о посредственном сериале по мотивам посредственной книги, написанной первоначально как посредственный сценарий, лезут отовсюду. Ровно также, только с обратным эффектом, два года назад все новостные порталы обошли стороной ограниченный прокат «Войны Анны», пожалуй, лучшего фильма про Войну, снятого в новой России.
В случае с фильмом Вайтити палку перегнули до того состояния, когда остается поражаться скрытому саботажу лиц, ответственных за кинотеатры, пропускающих в прокат откровенную попсовую хрень и игнорирующих здравый смысл из-за скачущего в кадре Гитлера, «хайляния» и бойцов РККА, не делающих в фильме ничего извращенного и даже говорящих на чистом русском вне дубляжа.
Но, к делу.
Война, для меня, она одна, именно Война. Самая страшная, яростная и должная жить в памяти. Эта Война есть у всех, она не обошла стороной никого. И снимать фильмы про нее надо, особенно у нас, в стране, победившей нацизм в его логове. Их и снимают, у нас и за рубежом, крутят в кино или выпускают на телеканалы. И за десятые у меня накопилась пятерка вполне и даже весьма хороших фильмов. О них-то и, собственно, рассказ, от четвертого места к первому, где «Кролик Джоджо» пока еще не определил своего места, а потому мнение по нему будет последним.
4 место: «Ярость», лютая военная как-бы драма с отличным визуальным рядом, суровым Питтом и не менее суровым экипажем танка «Шерман». Все, связанное с операторской работой, зародилось во времена спасения рядового Райана, сумев сохранить самое лучшее и восполнить за счет находок последнего времени. Шикарнейшая атака танков и пехоты по полю в сторону противотанковых орудий перекликается с эпизодом о подводной лодке еще одного фильма Питта – «Истории Бенджамина Баттона». Те же пулеметно-трассирующие очереди, лупящие прямо в зрителя, скорость, жестокость, грязь и кровь.
Гипертрофированная адская реалистичность войны, показанная тут, воспринимается уже привычно и нормально. За двадцать лет хардкор-стайл полюбили многие зрители и режиссеры не отказывают себе в удовольствии воспользоваться им. Великолепные решения съемки, костюмеров, реквизиторов, гримеров и ответственных за сами боевые машины. Это тот пример, которому должны следовать наши киноделы, берущиеся за фильмы про Войну.
Фильм проседает в своей второй части, занимающей чуть меньше половины. Героическая история обороны перекрестка, где экипаж танка без гусеницы уничтожает сотни орков-немцев, плюющих на логику и имеющиеся средства борьбы с бронированной техникой, получает заслуженно глупую точку в виде совершенно целого Питта, умирающего внутри стальной крепости после взрыва гранаты.
Ну и, самый главный минус для меня, субъективный и ватниковский: этот самый экипаж, химия внутри и атмосфера не идут ни в какое сравнение с «На войне, как на войне», снятого по повести Виктора Курочкина. Но, стоит честно сказать о том, что иначе получиться и не могло. Ведь сам Курочкин, воевавший в танковых войсках, консультировал фильм с начала и до конца.
3 место: «По соображениям совести» от режиссера Мела Гибсона, почетное третье место. История парня, не желающего стрелять из-за собственных религиозных взглядов, но добившегося права быть на войне и спасшего огромное количество жизней американских морпехов во время одной из тихоокеанских битв с японцами, отлична. Здесь хватает того самого хардкора, здесь есть прекрасная игра всего актерского ансамбля, а история человека, воюющего без пролития крови не становится от того менее мужественной. Если этот фильм вы еще не видели, то посмотреть определенно стоит.
2 место: «28 панфиловцев», единственное кино про Войну, снятое со времен «Брестской крепости», где нам не пихают надрыв обязательных штрафников, красномордо-пьяных генералов с лицом Мадянова, заградотряды и злобных товарищей с наганами из НКВД, так и желающих расстрелять полбатальона РККА к завтраку.
Фильм не без огрехов, убирающий в сторону всю советскую составляющую за исключением красных звездочек и формы бойцов. Фильм, вышедший очень неожиданно, но сумевший стать популярным почти назло всякому широко рекламируемому дерьму. Фильм, не мелькающий приевшимися харями одних и тех же актеров, снова и снова играющих самих себя за немалое бабло.
Грязно-серый снег, смерть за смертью, безликие тевтонские враги, совершенно правильно не должные вызывать каких-то там чувств типа жалости к бедным солдатам, обманутым Гитлером. Винтовки Мосина, валенки, СВТ, редкие ППШ с ППД, живой политрук Клочков, пулемет системы Максима, пулеметчик Данилов, неумолимый аки Т-1000 и такой же убийственный и… и ватники.
Сейчас авторы «Панфиловцев» снимают «Литвяк», кино о советской летчице, летавшей на истребителе и пропавшей без вести, героине с орденами и с самым настоящим стержнем внутри. Надеюсь, «Литвяк» выйдет не менее отличным, а убеждаться в этом точно пойду в кинотеатр.
1 место: «Война Анны». Эта история о девочке-еврейке, прячущейся в старом помещичьей здании на Западной Украине, где с приходом СССР разместилась школа. Девочка, удравшая от полицаев в самом начале оккупации, живет внутри камина, ест то, что может найти или украсть, старается ходить в туалет и мыться совершенно незаметно, а из друзей у нее есть только кошка.
Этот фильм не сериал с Чулпан Хаматовой и Сергеем Маковецким. Его не рекламировали, а посмотрели его только из-за любопытства моей Кати, старательно изучающей всю киноафишу в Сети. Это, пожалуй, фильм, что можно и должно ставить рядом с «Иди и смотри». Да, здесь куда меньше ужаса, выпавшего герою юного Кравченко, а единственным погибшим человеком оказывается мама Анны, дальше зрители ничего такого не видят. Но от того за судьбу той, кто должна носить платья, прыгать в «резиночки», ходить в школу, изучая правописание с арифметикой, переживаешь не меньше.
Не видели его? Посмотрите, поставьте себя на место маленькой еврейки на Западной Украине в 1941 и учтите, что это фильм по реальной истории. Пусть в реальности была уборщица, кормившая ее до самого освобождения, это не играет никакой роли. Посмотрите и прочувствуйте точку в фильме и остатках наивности героини, точку, звучащую хриплом лаем немецких овчарок за окном, откуда девочка видит свободу.
Ну и, наконец-то, сам «Кролик Джоджо».
Как произнести сто раз подряд «ниггер» в голливудском фильме и не стать объектом судебных исков? Нужно быть Тарантино и снять чернушный вестерн про негра-ковбоя.
Как заставить спокойно отнестись к «Хайль Гитлер» тех, чьи семьи несут на себе клеймо Войны? Сделать «хайль» показателем наивности, упоротости, идиотизма и ввести для него термин «хайльнуть». И, наверное, быть мастером трагифарса, пусть то «Реальные упыри» или «Охота на дикарей».
Герою фильма десять лет, его старшая сестра умерла, отец то ли воюет в Италии, то ли дезертир, у героя есть мама и вера в правильность Гитлера, арийской расы, нацизма и победы Германии в войне. Вот только на дворе вторая половина 44-го, а его мама прячет дома подругу старшей сестры, и она – еврейка.
И, да, лучшим другом героя, пусть и выдуманным, является фюрер в исполнении самого Тайки. С него начинаются первые десять минут фильма, где нужно просто суметь не выключить кинцо, где мальчонка из гитлерюгенда «хайлит» своему дружбану с усиками под носом, несется в лагерь на учения, хайля направо и налево.
Если вы досмотрите до лагеря, где главный Капитан К в исполнении Сэма Рокуэлла, латентно ласково поглядывающего на своего помощника в виде Теона ака Вонючка Грейджоя, то дальше вы просто будете смотреть и смотреть. Дальше будет тот самый кролик, обычное детское отвращение к смерти, неожиданное увечье и… и обнаруженная дома еврейка-подросток, сильная, колкая на язык, ехидная и, как ни странно, жутко боящаяся.
- И как нам от нее избавиться?
- Давай сожжем дом и свалим все на Черчилля?! (с)
«Кролик Джоджо», несущий в себе огромный заряд гуманизма, черного юмора, совершенно правильных выводов крайне молодого героя и показывающий настоящий оскал войны в самом конце, фильм отличный. Именно такие фильмы должно показывать подросткам, не пихая в них как-бы героические фильмы про танки, лейтенанта Ивушкина или очередных снайперов-смершевцев в конце войны.
В «Кролике Джоджо» спрятана огромная трагедия, пусть и являющаяся крохотной на фоне творящегося в 44-45. Акцент её, особенно финальный, на бело-красных башмачках героини Скарлетт Йоханссон, пробирает. Именно пробирает, не оставляя равнодушным.
Также, как в течение всего фильма не оставляет равнодушным или равнодушной игра Скарлетт, являющаяся украшением всего фильма. Местами преднамеренно вычурная и почти театральная, она становится самой светлой частью фильма, пусть и относится к свету с добром, что должны нести взрослые в такие времена.
Томасин Маккензи, сумевшая сыграть ту самую химию между собой и главным героем, сыгранным Романом Дэвисом, является светлой частью, идущей от молодости, которой пришлось сменить взрослое поколение Войны, не дожившее до мая 45-го.
А Гитлер и «хайльни»? Герой ставит точку простой фразой:
- Иди в жопу, Гитлер!
…и ударом ноги по яйцам застрелившегося фюрера. Да, застрелившегося.
Не знаю, чем руководствовались деятели нашей культуры, разрешающие прокат фильмов, спонсируемых «Фондом Кино» и МинКультом за счет наших с вами налогов и не окупающихся, когда «Кролик Джоджо» не пошел в наш прокат. Но точно знаю одно: этот фильм надо смотреть.