Найти тему

Земной поклон

Фото из журнала «Гражданская авиация». №8, 1968 год
Фото из журнала «Гражданская авиация». №8, 1968 год
Фото из журнала «Гражданская авиация». №8, 1968 год
Фото из журнала «Гражданская авиация». №8, 1968 год

​Земной поклон

​Город-герой на Волге… Нет советского человека, который не стремился бы побывать здесь, не взглянуть на места, где четверть века назад наши воины показали образцы невиданного героизма, беспримерной преданности матери-Родине. Не так давно работники одного из авиаподразделений Внуковского аэропорта совершили полет в Волгоград. Волнение охватило людей, когда они сходили по трапу. Ведь земля, на которую они ступили, стала священной для всех, кому дорого дело мира.

В феврале 1968 года исполнилось 25 лет со дня завершения битвы на Волге. Прошло много лет. Но орденские ленточки на груди бывших фронтовиков, тех, кто прилетел сюда в тот день, воскрешают в памяти боевые годы…

Э. В. Горбатова добровольно ушла на фронт, когда ей не было еще и 18 лет. Боевое крещение девушка получила на волжских берегах, где она служила радисткой в 16-й воздушной армии. От Волги до Берлина пролег ее боевой путь.

В. В. Коврижных — бывшая бортрадистка — воевала в составе 10-й гвардейской дивизии ГВФ.

В настоящее время В. В. Коврижных и Э. В. Горбатова работают диспетчерами авиаподразделения.

Н. И. Пласкеев, бывший бортрадист, хорошо помнит транспортные рейсы в осажденный город, стоявший насмерть. Вывоз раненых, доставка топлива для танков, медикаментов и других грузов — ​такой была его боевая работа в то время.

— Вы помните выставку трофейной техники в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха? — ​спрашивает нас старший инженер подразделения по спецоборудованию А. Ф. Шишонков. — ​Так вот, эти «мессершмитты», «хейнкели» и «фокке-вульфы» мне пришлось ремонтировать именно здесь, в Сталинграде, для выставки в Москве.

На десятки километров растянулся Волгоград вдоль реки. За небольшим исключением, все здания этого города построены в послевоенный период.

Но сохранились и развалины. Несколько обугленных коробок — ​дом Павлова, мельница, универмаг, где был пленен фельдмаршал Паулюс со своей свитой, — ​стали памятниками мужества защитников города. Здесь все напоминает о войне, но память о войне — ​предостережение живым. Недаром первая восстановленная улица города названа улицей Мира.

Мы подъезжаем к Мамаеву кургану. Здесь, на бывшей высоте 102, скульпторы, архитекторы, строители под руководством народного художника СССР Е. Вучетича воздвигли грандиозный мемориальный ансамбль.

Тысячи людей приходят в Зал Воинской Славы, чтобы отдать земной поклон героическим защитникам города-­героя. У многих блестят глаза. Рядом с нами — ​две старые женщины. Лица их строги и неподвижны. Лишь слезы катятся по морщинистым щекам. Кого они потеряли в этой вой­не? Мужей? Сыновей?..

Авиатехник А. И. Шумилин с напряженным вниманием читает фамилии, высеченные на камне вдоль стен круглого зала. Его отец погиб здесь в 1942 году…

С площадки главного монумента открывается панорама города-­героя на Волге. Сегодня город славен не только легендарным прошлым, но и настоящим: тракторным заводом-гигантом имени Ф. Э. Дзержинского, Волжской ГЭС им. XXII съезда партии. Несколько лет назад генеральный секретарь Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури, выступая на митинге перед трудящимися Волгограда, сказала: «В городе много памятников, но лучшим памятником является сам город, поставленный на месте ожесточенных боев». Именно таким и запомнился участникам полета город-герой Волгоград.

​А. ЖИЛИН,
специальный корреспондент «Гражданской авиации»
Рис. Ю. МУРЗИНА.
Фото Р. ИНХОСОВИЧА.

Журнал «Гражданская авиация». №8, 1968 год

​В тексте сохранены орфография и пунктуация того времени

Читайте также:

-3

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц