Найти тему

Литургия брата Божия и первого епископа Иерусалима Иакова. Часть 2. История литургии на Руси XVI-XIX вв.

Литургия апостола Иакова была известна на Руси очень давно. Об этом можно прямо сказать всем, кто готов клеймить вас "неообновленцем", или еще кем-нибудь в этом ключе.

Дело в том, что мы имеем несколько десятков славянских рукописей с чином литургии апостола Иакова. Почти все они хранятся в Российских музеях и книгохранилищах, некоторые находятся в библиотеках Афона и Киева. Самая ранняя из этих рукописей датируется 1560 годом, а поздняя - 1860.

Теперь мы кратко рассмотрим наиболее замечательные из них.

Пог. 298 - самый "древний" представитель нашего обзора.

Эта рукопись представляет собой служебник, содержащий чин литургии апостола Иакова и литургию апостола Петра на славянском языке. Большая часть рукописи (37 листов из 50) занимает «Божественная служба иже во святого отца нашего Иакова апостола и брата Божия по плоти». Книга в твердом переплете с выдавленным узорчатым рисунком с двух сторон, длина и ширина немногим меньше, чем размеры обычной тетради, ширина около одного сантиметра. Чин литургии, помещенный здесь, восходит к греческим рукописям 11-12 веков.

-2

Насчет письма самой рукописи можно сказать, что это полуустав. Однако, в силу своей "древности", он еще очень напоминает уставное письмо - между словами нет пробелов, сами буквы пытаются сохранять "квадратную" форму.

-3

Как мы видим, рукопись имеет капли воска, потертости и другие признаки ее богослужебного употребления. А потому мы можем говорить о служении этой литургии на нашей земле еще в 16 веке.

Второй интересной рукописью является ркп. Унд. 484.

Рукопись из собрания Ундольского №484, представляет собой копию с рукописи конца XVI века Софийского Киевского собора (Соф. 104). Данная рукопись состоит из семнадцати глав и содержит в себе, помимо последования литургии апостола Иакова (полностью 16-я глава), литургические толкования, списки творений Исаака Сирина и жития Антония Великого.

-4

Этот сборник уже трудно назвать "служебником" в прямом смысле этого слова, однако стоит обратить внимание на то, что только чин литургии написан четким полууставом (а это долгий и кропотливый труд), тогда как все остальные главы сборника написаны скорописью.

-5

Теперь рассмотрим три лаврские рукописи (служебники), ранняя из которых датирована 1692 годом.

Особенность этих рукописей заключается в том, что они являются именно служебниками, содержащими только это чинопоследование. Также в рукописях встречаются пометки практического назначения, указывающие на их использование при богослужении.

МДА 168, 1692 года
МДА 168, 1692 года

Эти рукописи «стилизованы» под общеизвестный чин литургии Иоанна Златоуста: добавлены указания на служение проскомидии, на пение изобразительных антифонов, на обычное чтение Апостола и Евангелия и так далее. То есть внутренняя суть литургии апостола Иакова вплетена в общеизвестное последование. Цель такого синтеза – создать чин, приспособленный к современному строению храма, и привычному последованию литургии. Эта правка была сделана иеромонахом Иоанникием Греком, который сам об этом сообщает на последних страницах.

-7

Кстати, переписчики приложили немало усилий к такому труду. Чего стоят только прекрасные изображения, сделанные ими на страницах служебника.

-8

В ходе исследований также была обнаружена большая группа рукописей, содержащих перевод литургии апостола Иакова из Веницианского служебника 1645 года, с которого также был сделан перевод литургии апостола Иакова иеромонахом Филиппом, использующийся сейчас при служении литургии по этому чину. В конце каждой из них сообщается, что чин был переведен с греческого Алексеем Барсовым в 1717 году. Ряд из них представляют из себя служебники для богослужебного употребления, содержащие только чин литургии апостола Иакова.

-9

Таким образом, мы имеем ряд славянских рукописей содержащих чин литургии апостола Иакова, несколько из которых явно создавались в богослужебных целях.