Современные высокотехнологичные изделия примерно более чем на 80% состоят из комплектующих, произведенных различными поставщиками. Качество финального продукта в значительной степени зависит от качества работы подрядчиков. Подобная ситуация определяет повышенные риски производителя конечного изделия при исполнении его обязательств. Как и любыми другими рисками, рисками в области поставок необходимо управлять.
Эффективным инструментом для оценки, отслеживания и контроля является аудит поставщика. Практика данных аудитов распространена в отраслях, производящих высокотехнологичную продукцию, например, в автомобилестроении и авиастроении.
Обычно заказчик разрабатывает процедуру и методику аудитов в зависимости от типа закупаемой продукции и этапа жизненного цикла заказа: так, аудиты могут проводиться во время выбора поставщика, на этапе подготовки или во время серийного производства.
На каждом этапе заказчик проверяет поставщика на соответствие требованиям, наличие приемлемых регламентов и документирование необходимой информации. Требования заказчика обеспечивают оптимальный для него уровень трех основных показателей: качество, сроки, цена (принцип On-quality, On-time, On-cost). Системное соответствие этих параметров целевым значениям определяет удовлетворенность заказчика работой поставщика. Зачастую такие требования общедоступны, чтобы новые и потенциальные поставщики могли заранее самостоятельно оценить свой уровень соответствия.
В России аудиты поставщика не всегда фокусируются на конкретных требованиях заказчика. Заказчик может ограничиться проверкой своего поставщика на соответствие требованиям того или иного стандарта в области системы менеджмента качества. Сертификация СМК на соответствие международным и национальным стандартам, безусловно, доказывает способность организации выпускать качественную продукцию. Однако зачастую заказчик разрабатывает или конкретизирует собственные требования, опираясь на определенный стандарт, и в таком случае поставщик должен соответствовать более расширенному и детальному перечню параметров.
Именно поэтому аудит поставщика со стороны заказчика считается в значительной степени сложным и комплексным. Например, известно, что предприятия, успешно прошедшие аудит BMW, гордятся этим больше, чем сертификатом соответствия международному стандарту IATF 16949 «Менеджмент качества для автомобильной промышленности». Airbus готовит своих поставщиков к прохождению аудита по своей собственной методике – Industrial Process Control Audit (IPCA) – в специальном учебном центре, Air Business Academy.
Чем же отличается аудит поставщика на соответствие требованиям заказчика от стандартного аудита СМК? Следует выделить четыре основные характеристики.
- Цель
Сегодня заказчику недостаточно знать, что поставщик соответствует общим требованиям к СМК. Заказчик хочет, во-первых, убедиться в способности поставщика обеспечивать своевременные поставки качественной продукции по приемлемой цене (On-quality, On-time, On-cost); а во-вторых, выявить риски сотрудничества с поставщиком, чтобы вовремя предупредить их наступление.
- Объект проверки
При аудите поставщика проверяется деятельность, относящаяся к предмету поставки, независимо от того, охвачена ли она областью распространения СМК в организации поставщика или нет.
Обычно заказчик значительное внимание уделяет таким процессам, как проектирование, планирование и подготовка производства, а также непосредственно производство интересующего его продукта.
- Критерии проверки
Как известно, при аудите СМК проверяется соответствие деятельности поставщика, охваченной областью распространения СМК, стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» и/или другому отраслевому стандарту, основанному на ISO 9001 (например, IATF 16949 в автомобильной отрасли, EN 9100 в аэрокосмической отрасли и т.д.)
При аудите поставщика в качестве критериев проверки выступают требования, которые установил сам заказчик. Обычно эти критерии переносятся в чек-лист аудитора в виде вопросов. Например, как правило, заказчик ожидает от своего поставщика клиентоориентированности, поэтому одним из критериев проверки становится трансляция требований заказчика внутри организации поставщика и далее – субпоставщикам. В чек-листе аудитора в этом случае будут присутствовать вопрос: «Как обеспечивается трансляция требований заказчика?»
Определение критериев проверки – сложная работа, требующая от заказчика комплексного подхода и системных знаний в разных областях. Однако корректно определив критерии проверки, заказчик может сфокусироваться на тех аспектах, которые непосредственно относятся к способности поставщика обеспечивать стабильные поставки нужной продукции On-quality, On-time, On-cost.
- Методика
С учетом большого количества поставщиков крупный заказчик не может себе позволить работать каждый раз по-новому. Он разрабатывает подробные чек-листы, снабжает своих аудиторов инструментарием с детальными пояснениями и автоматизированным подсчетом баллов, защищает свои информационные системы от несвоевременного ввода данных. Фактически, многие крупные заказчики разрабатывают собственные методики аудита поставщиков.
Аудит по чек-листам, которые аудитор прорабатывает заранее, позволяет каждый раз охватывать все необходимые требования, а также сравнивать результаты аудитов между собой, выявляя лучшего поставщика из многих или отслеживая развитие поставщика во времени.
Несмотря на то, что поставщики не всегда горят желанием проходить через столь тяжелую, трудоемкую и ответственную процедуру, аудит со стороны заказчика является мощным стимулом к развитию. В процессе подготовки к аудиту организация изучает передовые международные практики обеспечения качества, становится более клиентоориентированной, а следовательно, более конкурентоспособной.
РТ-Техприемка имеет все необходимые компетенции для проведения аудита поставщиков по требованиям заказчика. Отметим, что данный вид аудитов является одной из составляющих работы по обеспечению качества поставок (Supplier Quality Assurance, SQA).