«Да, только что оторвалась половина Солнца».
Оказалось, что в тот день на нашем светиле произошла мощнейшая вспышка, которую даже можно было увидеть невооруженным глазом. AWS выпустила бюллетень с предупреждением о скором геомагнитном шторме. Но, похоже, никто из военных попросту не прочитал сводку. Узнав о солнечной буре, американцы успокоились и прекратили подготовку к атаке. Все три «заглушенные» станции находились на освещенной стороне Земли — и именно Солнце было источником мощных помех, временно выведших из строя их радары.
Долгие годы информация о непрочитанной погодной сводке, чуть не положившей начало Третьей мировой, была засекречена. Она стала достоянием публики лишь в 2016 году. Этот случай мог бы стать основой для трагикомедии в духе «Доктора Стрейнджлава». Человечеству повезло: случись подобный шторм на несколько лет раньше (скажем, во время Карибского кризиса) — и все могло завершиться куда трагичнее.
Непрочитанная погодная сводка
Май 1967 года. Человечество пережило Карибский кризис, но угроза ядерного конфликта не ушла в прошлое. Холодная война набирала обороты, США и СССР продолжали усиленно вооружаться. К 1967 году они обладали суммарным боезапасом в 40 тысяч ядерных зарядов — достаточно, чтобы гарантированно уничтожить друг друга несколько раз.
В те времена в Пентагоне очень боялись, что СССР может нанести внезапный ядерный удар по США. Так что американские военные уделяли очень большое внимание радиолокационным станциям системы BMEWS, которые могли предупредить о ракетном нападении со стороны СССР за 15 минут до удара. Ключевая станция располагалась в Гренландии на авиабазе Туле. В рамках операции Hard Head бомбардировщики B-52 ежедневно держали ее под визуальным наблюдением. В случае внезапной потери связи с базой экипажи самолетов должны были подтвердить факт атаки, что стало бы сигналом о начале Третьей мировой войны.
23 мая 1967 года радары трех станций системы BMEWS, в том числе той самой Туле, попросту перестали работать. Сильные помехи отмечались и на других радарах. Для американских военных все выглядело так, словно вся система раннего предупреждения подверглась глушению средствами радиоэлектронной борьбы. Это могло означать только одно: в защите Северной Америке образовалось огромная брешь, в которую вот-вот хлынут советские ракеты и самолеты. Счет шел на минуты. Была объявлена тревога, ВВС начали спешно готовить к взлету все имеющиеся бомбардировщики с ядерным оружием. У их экипажей был список утвержденных целей на территории СССР.
Кто знает, что было бы дальше, если бы кому-то из военных не пришла в голову идея связаться со службой Air Weather Service (AWS). С 1964 года она занималась наблюдениями Солнца и выпускала для американских ВВС прогнозы космической «погоды». Получив срочный запрос от NORAD, не наблюдается ли сейчас какая-нибудь необычная активность, один из сотрудников AWS ответил:
Звонок в три утра
Во вселенной «Терминатора» ядерная война началась из-за того, что оборонная компьютерная система «Скайнет» отдала приказ запустить ядерные ракеты по территории России, спровоцировав ответный удар. В реальности подобный сценарий мог осуществиться и без коварного ИИ. Хватило бы технических просчетов и человеческого фактора. Системы раннего предупреждения не раз выдавали ложные сообщения о ракетном нападении. Но большинство подобных инцидентов не могло перерасти в ядерную войну. Как правило, операторы сразу понимали, что речь идет о какой-то ошибке или сбое. Например, однажды ложное предупреждение о советском нападении последовало после отказа микросхемы стоимостью в 46 центов.
Но были и случаи, когда ситуация чуть не стала развиваться по наихудшему сценарию. Один такой произошел ночью 9 ноября 1979 года. К тому моменту наметившаяся было разрядка в советско-американских отношениях сменилась очередным витком напряженности. Всего через месяц СССР введёт войска в Афганистан, а США объявят о бойкоте московской Олимпиады.
В три часа утра Збигнев Бжезинский, помощник президента по национальной безопасности, был разбужен экстренным телефонным звонком. Представитель NORAD сообщил ему страшную новость: СССР только что выпустил 250 ракет по американской территории.
По собственному признанию, Бжезинский не знал, что делать в этой ситуации. Будить президента Джимми Картера, чтобы тот санкционировал ответный удар? Бжезинский знал, что у президента будет от трех до семи минут на принятие решения. Но что, если произошла ошибка? Поэтому Бжезинский попросил подтверждения информации. Вскоре последовал новый звонок.