Найти тему
Архивариус Кот

«Певец вина, любви и славы». Часть 2

Свою автобиографию Д.В.Давыдов начинает: «Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 1784 года июля 16-го дня, в год смерти Дениса Дидерота [Дени Дидро – французский писатель-философ]. Обстоятельство сие тем примечательно, что оба сии Денисы обратили на себя внимание земляков своих Бог знает за какие услуги на словесном поприще!»

На военную службу Давыдов поступает в 1801 году. «Между тем он не оставлял и беседы с музами: он призывал их во время дежурств своих в казармы, в госпиталь и даже в эскадронную конюшню. Он часто на нарах солдатских, на столике больного, на полу порожнего стойла, где избирал своё логовище, писывал сатиры и эпиграммы, коими начал ограниченное словесное поприще своё» (автобиография). И уже через два года в списках начинают расходиться его сатирические стихотворения. Напечатаны они были через почти 70 лет, да и то в искажённом виде.

Самое знаменитое – басня «Голова и Ноги», где Голова угрожает возроптавшим Ногам:

Иль силою я вас заставлю замолчать!..

Как смеете вы бунтовать,

Когда природой нам дано повелевать?

Но слышит в ответ:

Да между нами, ведь признаться,

Коль ты имеешь право управлять,

То мы имеем право спотыкаться,

И можем иногда, споткнувшись,- как же быть,-

Твое величество об камень расшибить.

Давыдов заключает:

Смысл этой басни всякий знает...

Но должно - тс! - молчать: дурак - кто всё болтает.

В басне «Река и зеркало» старый правдивый вельможа убеждает осудившего его на смерть «за правду колкую, за истину святую» деспота одуматься и взглянуть на себя со стороны. Но… великолепно заключение:

Монарха речь сия так сильно убедила,

Что он велел ему и жизнь и волю дать…

Постойте, виноват! — велел в Сибирь сослать.

А то бы эта быль на басню походила.

Ещё злее сатира «Орлица, Турухтан и Тетерев», написанная через год. Напомню: совсем недавно был убит Павел I. Давыдов не участвовал в этих событиях, но в обществе постоянно встречался с их участниками и аллегорически изобразил современность.

В героях басни легко узнаются российские правители. Орлица (Екатерина II) -

Любила истину, щедроты изливала,

Неправду, клевету с престола презирала.

За то премудрою у птиц она слыла,

После её смерти птицы избирают царём –

Турухтана!

Хоть знали многие, что нрав его крутой,

Что будет царь лихой,

Что сущего тирана

Не надо избирать…

Однако «злой петух», придя к власти, «хищной тварию себя и окружил» и довёл птиц до того, что «всякую минуту несчастья каждый ждал». И в этом описании деяний правителя, и в последующем рассказе о его убийстве совершенно явно прослеживается намёк на недавние события. Однако избрание нового правителя тоже не приносит счастья:

И все согласно захотели,

Чтоб Тетерев был царь.

Хоть он глухая тварь,

Хоть он разиня бестолковый…

… Но все в надежде той,

Что Тетерев глухой

Пойдёт стезёй Орлицы…

Наверное, только слепой не разглядел бы в этих строках двадцатилетнего кавалергарда прямого указания на царствующего Александра I. Даже глухоту его Давыдов припомнил!

В то время, о котором вспоминали как о «дней Александровых прекрасном начале», поэт обличает царя:

Скупяга из скупых,

Не царствует — корпит над скопленной добычью,

А управлять другим несчастной отдал дичью.

Не бьёт он, не клюёт,

Лишь крохи бережёт.

Любимцы ж царство разоряют.

И делает чёткий вывод:

Ваш выбор безрассудный

Урок вам дал таков:

Не выбирать ни злых, ни глупых петухов.

Эти стихи называли «дерзким и ядом и злостью дышащим и сожжения достойным стихосплетением».

Судьба спасла Давыдова: он отделался только переводом из престижнейшего Кавалергардского полка в Белорусский гусарский с дислокацией в Подольской губернии в Малороссии. И вот здесь Давыдов, как говорится, нашёл себя.

Он продолжает службу, добиваясь славы и известности. Я не буду сейчас пересказывать всю карьеру Давыдова: она прекрасно известна. Скажу лишь, что и военные подвиги поэта-партизана, и его творчество снискали ему широкую известность, и не только в России. Хорошо известно, например, что гравюра английского художника Д.Дайтона с подписью «Денис Давыдов. Черный капитан» хранилась в рабочем кабинете Вальтера Скотта. Кстати, со знаменитым романистом Давыдов состоял в переписке (надо думать, подобный характер не мог не заинтересовать писателя-романтика!).

Та самая гравюра. Весьма, конечно, фантастическая.
Та самая гравюра. Весьма, конечно, фантастическая.

А в России стихи Давыдову посвящали лучшие поэты его времени: В.А.Жуковский, АС.Пушкин, Е.А.Баратынский…

Давыдов писал не только стихи, но и исторические статьи, и интереснейшие воспоминания. Ему было что вспомнить: его партизанский отряд начал рейд по тылам французской армии сразу после боя за Шевардинский редут (кстати, многие ли знают, что во время Бородинского сражения было сожжено находившееся практически на поле боя имение Давыдова?).

После войны Давыдов много времени уделяет литературе, дружит с Жуковским и Пушкиным, входит в литературное общество «Арзамас» с прозвищем «Армянин».

Поразительны любовные стихи Давыдова. Был он, видимо, очень влюбчив. Среди адресаток его лирики и Аглая де Граммон, которая предпочла его кузена (о ней я писана здесь), и Елизавета Злотницкая, после несостоявшейся свадьбы с которой в 1817 году Давыдов написал знаменитое стихотворение «Неверной»:

Неужто думаете вы,

Что я слезами обливаюсь,

Как бешеный кричу: увы!

И от измены изменяюсь?

Я - тот же атеист в любви,

Как был и буду, уверяю;

И чем рвать волосы свои,

Я ваши - к вам же отсылаю.

А чтоб впоследствии не быть

Перед наследником в ответе,

Все ваши клятвы век любить -

Ему послал по эстафете.

Простите! Право, виноват!

Но если б знали, как я рад

Моей отставке благодатной!

Теперь спокойно ночи сплю,

Спокойно ем, спокойно пью

И посреди собратьи ратной

Вновь славу и вино пою.

Чем чахнуть от любви унылой,

Ах, что здоровей может быть,

Как подписать отставку милой

Или отставку получить!

Женился он в 1819 году на генеральской дочери Софье Чирковой, как писал сам, «в 1819 году он вступает в брак, а в 1821 году бракует себя из списков фронтовых генералов, состоящих по кавалерии» (то есть уходит в отставку, хотя позднее возвращается в строй и служит до 1831 года, участвуя в войнах на Кавказе и в Польше).

С.Н.Давыдова
С.Н.Давыдова

В браке у Давыдовых родилось девять детей. К слову, один из его многочисленных потомков был женат на В.А.Булгаковой (сестре писателя), другой прошёл всю Великую Отечественную войну, закончив её в Берлине. Видимо, семейная жизнь сложилась достаточно благополучно, хотя и была под угрозой из-за пылкой влюблённости поэта в Евгению Золотарёву, которая была на 23 года моложе его.

Давыдов, как писали современники, очень тяжело пережил гибель Пушкина, спасаясь лишь хлопотами по подготовке к празднованию юбилея войны 1812 года. Он предложил перезахоронить останки П.И.Багратиона на Бородинском поле, и именно ему было поручено командовать почётным конвоем, когда хлопоты успешно завершились. Но до церемонии Давыдов не дожил: 22 апреля 1839 года он скончался от апоплексического удара в своём имении на 55-м году жизни. Могила Д.В.Давыдова находится в московском Новодевичьем монастыре.

***********

И ещё несколько слов. Естественно, такой человек, как Давыдов не мог не заинтересовать писателей позднейшего времени. Кроме отражения в «Войне и мире» (как мы видим, весьма неполного), он стал героем немалого числа литературных произведений.

Существует два киновоплощения Давыдова: в 1943 году в фильме «Кутузов» его сыграл Б.П.Чирков, в 1980 в довольно поверхностном, но симпатичном биографическом фильме «Эскадрон гусар летучих» — А.С.Ростоцкий.

Б.П.Чирков (слева) и А.С.Ростоцкий в роли Дениса Давыдова
Б.П.Чирков (слева) и А.С.Ростоцкий в роли Дениса Давыдова

В 1962 году вышел знаменитый фильм «Гусарская баллада». Давыдов явно послужил прообразом одного из его персонажей – партизанского командира Давыда Васильева.

В.С.Денисов в роли Васильева
В.С.Денисов в роли Васильева

Фильм, как известно, поставлен по пьесе А.К.Гладкова «Давным-давно». Главный герой пьесы (и, соответственно, фильма) — поручик Ржевский, о котором сам Гладков говорил, что он «весь вышел» из одного стихотворения Д. Давыдова — «Решительный вечер» (1818):

Сегодня вечером увижусь я с тобою,

Сегодня вечером решится жребий мой,

Сегодня получу желаемое мною -

Иль абшид на покой!

А завтра - чёрт возьми!- как зюзя натянуся,

На тройке ухарской стрелою полечу;

Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,

И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!

Но если счастие назначено судьбою

Тому, кто целый век со счастьем незнаком,

Тогда... о, и тогда напьюсь свинья свиньёю

И с радости пропью прогоны с кошельком!

Думаю, что образ Дениса Давыдова ещё не раз вдохновит деятелей искусства!

Начало читайте здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! "Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь

Навигатор по всему каналу здесь