Павел Чубинский известен, в основном, как автор слов государственного гимна Украины. Правда, в окончательном варианте гимна оригинальный текст стихотворения немного подправили. Заменили именительный падеж слова «Украина» на родительный. Было «Ще не вмерла Україна, ні слава, ні воля», стало «Ще не вмерла України ні слава, ні воля». И еще в одной строчке поменяли «вороги» на «воріженьки», получилось «згинуть наші воріженьки, як роса на сонці».
Это единственное стихотворение Павла Чубинского почти затмило его серьезные этнографические труды о русском Севере и о Юго-Западном крае. А их было немало.
В частности, под его редакцией вышли семь томов «Трудов этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край». Часть третья седьмого тома называется «Малоруссы юго-западного края». Очень подробно и детально здесь описаны самые разные стороны народной жизни: быт, обычаи, предания, верования. Есть много и психологических наблюдений.
Чубинский отмечает, что Малоруссы (это его термин и именно в таком написании) очень высоко ценят свою личность, а «идея личности создала любовь к свободе, что выразилось в козачестве, в этом демократическом рыцарстве». Но другой стороной индивидуализма, по мнению исследователя, стала неспособность казачества к ассоциации, неумение прочно организоваться.
Дух общественный был слаб и возникал только в ответ на польский гнет, когда приходилось сопротивляться порабощению, посягательству на народность и веру. Но даже и в этом случае «личные интересы не переставали сильно проявляться».
Автор отмечает, что малорусская интеллигенция апатична к общественным интересам, не ставит их выше интересов личных. «Вообще рознь, партиозность у малоруссов характеристическое качество, это высказано еще Мазепою: всі покою щиро прагнуть, а не в один гуж всі тягнуть: той направо, той наліво, а всі брати, - то-то й диво ».
Причину такого положения вещей исследователь видит в том, что идея личности породила аристократический инстинкт у высшего класса под влиянием польской цивилизации. А она, эта самая польская цивилизация, - беспримерно аристократическая, шляхетская.
Простой же народ всегда отвращался от этой олигархической республики, где он, народ, был принесен в жертву шляхте, «где общее было принесено в жертву личному».
Вот такое интересное наблюдение Павла Чубинского. Ясно, что определенная политическая составляющая в таком выводе есть. Вполне возможно, что комплиментарность русскому царю здесь вынужденная. Ссылка «за вредное влияние на умы простолюдинов», наверное, способствует политкорректности. Можно ли провести какие-то исторические параллели с современностью? Не знаю. Но что-то в этом есть.