Мстили в основном за убийство. Конечно, не всегда дело доходило до мести. Человек, совершивший убийство, должен был прилюдно объявить об этом. Затем собирался народный суд, тинг или альтинг, благодаря которому дело могло уладиться путем выплаты выкупа, определенного законом. Интересно, что если в Киевской Руси за убийство женщины убийца платил половину суммы, определенной в качестве виры за убийство мужчины, то в Скандинавии никакой разницы не предусматривалось.
Однако если семья убитого не соглашалась на виру, то ей оставался один выход - кровная месть. Саги постоянно подчеркивают моральное превосходство в глазах скандинавов тех, кто кровную месть предпочел выкупу. В одной лишь «Саге о Греттире» существует несколько ярких примеров такого отношения. Так, Хьярранди - брат Бьёрна, убитого Греттиром за словесное оскорбление, в ответ на предложение выкупа отвечает, что «не собирается торговать своим братом». Впоследствии оба брата Бьёрна также погибают при неудачной попытке мести за него. Ярл, у которого те находились на службе, произносит следующие слова: «Они были такие молодцы, что не пожелали продавать один другого» (т. е. не взяли за родича выкуп и предпочли кровную месть).
Мстить сразу после убийства родича или друга считалось делом постыдным. Чем дольше человек выжидал удобного случая для мести, то есть чем меньше он находился в состоянии аффекта, тем большую выдержку он проявлял и тем лучше исполнял свой долг. В той же "Саге о Греттире" говорится: "Только раб мстит сразу, а трус – никогда!"
Кровника могли убить мечом или сжечь в собственном доме. Однако когда мстители искали преступника в доме, то приказывали удалиться оттуда женщинам и детям: нападение на безоружных и беззащитных считалось делом постыдным. Тем не менее, когда домочадцы отказывались оставить своего мужа и отца в беде и покинуть дом, ничто уже более не мешало пришедшим сжечь их вместе с мужчинами-воинами.
Сожжение в собственном доме считалось позорным для воина и гарантировало участникам объявление вне закона. Но если очень нужно кого-нибудь именно укокошить, а не ввязываться в длительную драку с неясными шансами, практичные викинги предпочитали застать врага врасплох, подпереть двери и запалить его дом, загоняя копьями внутрь желающих выбраться . Спастись из горящего дома и потом уцелеть снаружи — практически непосильная задача, поэтому этот способ снискал немалую популярность. Примеров — не счесть.
Отомстивший за друга или брата викинг всегда оставлял в ране убитого врага свой меч или копье, ибо оружие в то время было своеобразной визитной карточкой человека, по которой его всегда было легко опознать. Часто убивали не самого убийцу, а его брата или наиболее уважаемого родича. Заметим, что подобные деяния, как правило, не сопровождаются мучительством, пытками умерщвляемого или надругательством над его трупом.
Не отомстивший за убитого оставался навек опозоренным. Сыновья не могли принять наследство, не отомстив за отца. Викинги считали, что если отомстить за убийство, а не взять деньги, то это будет хорошим уроком другим потенциальным убийцам и заставит их задуматься о своих планах, ибо всегда легче заплатить за совершенный проступок деньги, а не отдавать собственную жизнь.
Любопытно, что у древних скандинавов вообще не было понятия "убийство как таковое", а существовали разные "уровни" убийства – открытое убийство, убийство из долга чести, убийство в бою. Словом mórd называлось "позорное убийство", то есть убийство, о котором совершивший его либо не сообщил окружающим, либо оно состояло в том, что был убит спящий, либо оно было совершено ночью, либо ещё каким-либо другим неподобающим образом. А слово vig обозначало убийство в бою или "открытое убийство", о котором совершивший его сообщал немедленно, не далее чем у третьего дома, и, таким образом, мог быть преследуем по закону или заплатить виру (выкуп) родичам убитого.