Признаки, причины и последствия образования нагара на клапанах газораспределительного механизма карбюраторного двигателя автомобиля. На примере клапанного механизма двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093.
Признаки появления нагара на клапанах
Хлопки в глушитель или впускной коллектор
В зависимости от того какой клапан начал плохо закрываться от нагара – впускной или выпускной.
Снижение мощности и приемистости двигателя
По причине уменьшения просвета между кромками тарелок клапанов и их седлами в головке блока снижается объем топливной смеси, попадающей в камеры сгорания на впуске.
Если клапана неплотно прилегают из-за нагара, снижается компрессия в цилиндрах двигателя. Соответственно мощность и приемистость падают. Возможно обгорание кромок тарелок клапанов, что еще более усугубляет ситуацию.
Неустойчивые обороты холостого хода
Разброс значений компрессии по цилиндрам и уменьшение количества топлива попадающего в цилиндры приводит к троению двигателя.
Причины появления нагара на клапанах карбюраторного двигателя
Работа двигателя автомобиля на богатой топливной смеси
Богатая топливная смесь плохо и не полностью сгорает. Ее продукты горения откладываются на клапанах, стенках камер сгорания и днищах поршней. Длительная эксплуатация двигателя на богатой топливной смеси всегда приводит к образованию нагара.
Проблемы с зажиганием
Слишком раннее или слишком позднее зажигание снижают эффективность сгорания топливной смеси. Продукты ее горения откладываются в виде черных сажевых отложений на клапанах.
Такой же эффект будет если свечи зажигания работают через раз, пробиты высоковольтные провода или в высоковольтной цепи имеется иное короткое замыкание.
Неисправны маслосъемные колпачки
Моторное мало через поврежденные колпачки попадает на тарелку клапана и в камеру сгорания. При этом нарушается состав топливной смеси, и продукты горения такой смеси откладываются в виде маслянистого черного налета на клапанах.
Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме
Неплотное прилегание тарелок клапанов к седлам появляется при слишком маленьких тепловых зазорах в клапанном механизме двигателя. В результате часть горящей топливной смеси выбрасывается во впускной коллектор, где оседает в виде нагара на клапанах, коллекторе и карбюраторе.
Большой пробег двигателя
В любом случае при длительной эксплуатации двигателя автомобиля (на пробегах боле 200 тыс км) клапана обрастают нагаром. Ускоряет отложение нагара появление возрастных неисправностей в двигателе. Например, износ поршневой (поршни, кольца, цилиндры). А так же применение некачественных моторных масел.
Что делать если имеются признаки появления нагара на клапанах?
Самый эффективный и безопасный метод для карбюраторного двигателя 21083 – снять головку блока и очистить клапана вручную.
Очистка ультразвуком или с применением растворителей даст большое количество частиц нагара, которые могут повредить зеркало цилиндров.
Проверить исправность и заменить в случае необходимости маслосъемные колпачки.
Проверить и отрегулировать тепловые зазоры между кулачками распределительного вала и толкателями клапанов.
Проверить и устранить неисправности в системе зажигания двигателя автомобиля.
Проверить компрессию в цилиндрах и по результатам замеров определить состояние двигателя и возможный ремонт.
Примечания и дополнения
В большинстве случаев нагар на клапанах двигателя не одинок. Ему сопутствуют нагар на днище поршня и нагар на стенках камеры сгорания. Такая комбинация уменьшает объем камеры сгорания и приводит к возникновению детонации.