Когда-нибудь, когда мне станет совсем хорошо, я напишу книгу. Точнее, это будет продолжение книги, которую написала сестра моего деда Катерина Флах (Эйрих), – «Немцы в Сибири».
Документальная повесть о нашей семье – семье немцев Поволжья, которых в сентябре 1941 года приравняли к потенциальным предателям Родины и переселили из села Куккус Автономной области немцев Поволжья в Новосибирскую область.
Оттуда прадеда забрали в трудовой лагерь для военнопленных, где он погиб. Затем посадили в тюрьму прабабушку.
Их шестеро детей в возрасте от 3 до 14 лет выживали в Сибири без денег, без знания языка, без поддержки от кого бы то ни было – к ним относились как к военнопленным. И они выжили.
Выжили – и всю свою силу, стойкость, внутренний стержень и несгибаемый характер передали своим детям, внукам и правнукам. А вместе с этим огромную боль, горечь утраты, обиду, тоску по потерянному счастью, подавленную агрессию и море невыплаканных слез, потому что тогда, в 1941-м, плакать было некогда и выражать агрессию, когда у тебя отнимают твою жизнь под дулом автомата, – опасно.
Такие неотреагированные вовремя и переданные по наследству чувства называют системными или перенятыми. Они сохраняются в восьми поколениях после произошедшего трагического события. Эти чувства невозможно в себе отследить, поскольку ты с самого рождения и даже раньше находишься в них и ничего другого не знаешь.
Я ощутила это примерно через полгода после начала курса травматерапии и обучения расстановкам, когда вдруг без всякой видимой внешней причины мне стало хорошо. Вроде бы все как всегда – работа, коллеги, клиенты, друзья, учеба – а мне необыкновенно хорошо, спокойно и тепло внутри.
Только тогда, на сравнении, я поняла, что всю жизнь с самого рождения и до настоящего времени мне было тяжело, плохо и больно – и это ненормально!
Со временем состояние «мне хорошо» стало приходить все чаще, и я цеплялась за него как за спасительную соломинку. Сейчас многие коллеги по учебно-терапевтической расстановочной группе говорят, что за год занятий я сильно изменилась.
Когда все знакомые и друзья, которые знают меня с детства, скажут, что я стала другим человеком, я начну писать книгу о том, как распознать и преодолеть в себе системные чувства и эмоции, как закрепиться в состоянии «мне хорошо» и бороться с постоянными откатами и приступами отчаяния, когда хочется все бросить и вернуться в такой родной, понятный и знакомый с детства системный траур.
Это будет книга о том, как огромную семейную боль превратить в свою безграничную силу и любовь.
И в книге будет благодарность той самой семье русских немцев за то, что просто выжили.
А пока хочу поблагодарить своих преподавателей по системным расстановкам и травматерапии Юрия Карпенкова и Надежду Матвееву, а также коллег по учебным группам, которые уже год помогают мне выбраться из системного траура.
Кристина Эйрих, интегративный психолог, системный расстановщик, консультант по Психологическому портрету