В настоящее время является одним из самых востребованных направлений в медицине. Ее социальная значимость вполне объяснима. Окружающие по-прежнему сначала обращают внимание на лицо и только потом на все остальное. Ни для кого не секрет, что утрата красоты и молодости является мощным депрессогенным фактором, ухудшает качество жизни не только женщин, но и мужчин.
Большие достижения косметологии в области контурной пластики позволяют быстро и эффективно исправить косметические дефекты путем инъекций. Принцип этой методики заключается в том, что подкожно вводимые препараты сглаживают морщины не только собственным объемом, но и притягивают к себе воду, делая кожу более увлажненной, упругой.
Косметология позволяет профилактировать появление новых и ликвидировать уже имеющиеся морщины.
Инъекционная контурная пластика на данный момент является крайне доступной процедурой. В этом ее достоинство. Но это и формирует ряд недостатков. К сожалению, имеет место широкое распространение препаратов низкого качества, способных вызывать очаги хронического и острого воспаления в зоне инъекции, что иногда требует хирургических и других способов лечения. Стоит разделять нежелательные эффекты от введения филлеров, которые быстро и самостоятельно разрешаются, и осложнения, которые могут требовать лечения.
К нежелательным эффектам можно отнести:
- Гематомы
- Отечность тканей после инъекций
- Временное нарушение чувствительности
- Пигментация в зоне инъекции
- Эффект Тиндаля. «Просвечивание» сосудов в месте отека после инъекции, обычно возникает, когда слишком плотный филлер вводится слишком близко к поверхности кожи
- Риск аллергических реакций. Осложнения возникают гораздо реже, но требуют медицинского вмешательства, оказывают влияние на здоровье и могут иметь негативные эстетические последствия. К ним относятся:
- Некроз тканей. Возникает при эмболии или сдавлении сосуда гелем.
- Долгосрочное нарушение чувствительности в зоне инъекции. Возникает при компрессии нерва болюсом введенного препарата.
- Фиброз. Хоть фиброз и является естественной реакцией организма на введение любого чужеродного материала, иногда имеет место чрезмерное фиброзирование с формированием эстетического дефекта.
- Гранулемы. Также является реакцией организма, направленной на отграничение чужеродного материала. Макроскопически представляют собой подкожные «бугорки» в месте инъекции.
- Острая потеря зрения при окклюзии артерии сетчатки
- Миграция препарата
Нижняя треть лица, а также периорбитальная, щечные и височные области являются «опасными» зонами для контурной пластики. В этих зонах проходят крупные артерии и нервные стволы. Именно с запросом на коррекцию косметических дефектов в нижней трети лица и периоральной зоне женщины обращаются к косметологу в первую очередь, ведь именно с этой области начинается старение лица.
Кроме непосредственного старения кожи, это обусловлено анатомическими особенностями: возрастные изменения зубочелюстной системы (стирание и потеря зубов, остеопороз), дегенеративные изменения височно-нижнечелюстного сустава, гравитационный птоз лица. Примерно к 25 годам на лице обозначается носогубная складка, которая к 40 годам заметно углубляется. Также к 45 годам проявляются губоподбородочная складка, морщины марионетки (от уголков губ к подбородку), складки верхней губы. К 60 годам появляется ментальная складка на подбородке. Кроме того, возможно преждевременное проявление описанных признаков старения из-за индивидуальных особенностей каждого отдельного пациента. Например, неправильный прикус, гормональный дисбаланс, наследственная предрасположенность, хронические заболевания, вредные привычки, повышенная инсоляция.
Все эти особенности требуют от специалиста глубокого знания анатомии и физиологии зон, подвергающихся интервенции.
Появление в медицине ультразвуковых сканеров, способных генерировать ультразвук высоких частот – свыше 20 мГц, способно оказать огромную поддержку инъекционных методик в косметологии. Эти сканеры обладают разрешающей способностью от 90 до 18 микрометров и имеют глубину проникновения луча от 10 до 0,5мм. Это позволяет успешно обследовать кожу, выделяя ее слои, подкожную клетчатку, подкожно вводимые препараты.
УЗИ кожи являет собой недостающее звено между визуальным осмотром кожи и ее гистологическим исследованием.
Зоной интереса для УЗИ в косметологии, кроме всего прочего, является визуализация филлеров на основе гиалуроновой кислоты.
Существует ряд исследований, позволяющих определить типичные УЗ-признаки болюсов среднеплотного филлера, введенных подкожно. Они представляют собой гипоэхогенные участки с ровными четкими контурами. В процессе биодеградации филлеров также происходят закономерные УЗ-изменения. Сразу после инъекций препарат представлен отдельными, рядом расположенными, болюсами. Через сутки происходит их слияние в единое тело. Через 2-3 суток тело филлера увеличивается в объеме примерно в два раза, за счет притяжения воды. Через две недели начинается процесс биодеградации. Однако, эти изменения незначительны: болюсы теряют в объеме до 0.01 %. И через два месяца тело болюса теряет в объеме до 30%.
УЗИ приобретает большое значение в оценке состояния кожи и подлежащих тканей при вышеописанных осложнениях. Метод позволяет оценить васкуляризацию поврежденного участка кожи, степень и распространение отека, миграцию филлера, взаморасположение болюсов филлера и нервных стволов, сосудов, дифференцировать фиброзные тяжи и очаги воспаления жировой клетчатки от болюсов геля. Появляется возможность определиться в случаях, когда пациент затрудняется в названии вводимых ему ранее препаратов. Так биополимерные гели синтетического происхождения также имеют характерные УЗ-признаки, что позволяет определить тактику дальнейшего ведения пациента.
Отдельного освещения заслуживает лечение гиперкоррекции препаратами гиалуронидазы. До настоящего времени к этим препаратам нет четких инструкций по методике использования в косметологии. Поэтому специалисты вынуждены практически вслепую определять место предполагаемой инъекции, опираясь только на визуальный осмотр и пальпацию. В таких условиях возможен риск повреждения нервов, сосудов, прилежащих органов. В случаях, когда гиалуронидаза введена в ткани, минуя сам гель, возникает выраженная воспалительная реакция, которая сопровождается острым отеком и болью, а также отсутствием желаемого эффекта от лечения. Кроме того, ни для кого не секрет, что препараты гиалуронидазы являются аллергенными. Поэтому важна адресная доставка препарата в зону коррекции и максимально возможное снижение дозы.
Также является перспективным использование УЗИ при комбинированной терапии осложнений контурной пластики. Когда применение препаратов гиалуронидазы сочетается с физиотерапевтическими методами лечения. Так, например, имеются исследования, демонстрирующие, что фононофорез с 1% гидрокортизоновой мазью способствует более быстрой биодеградации геля. В то время как фракционное СО2-лазерное омоложение не имело никакого воздействия на болюсы филлера.
Кроме того, выявлена зависимость эффективности лечения от глубины залегания филлера и его объема. Чем глубже залегал болюс, тем медленнее он подвергался редукции и фрагментации, тем большее количество повторных курсов лечебных мероприятий, в т.ч. и инъекций гиалуронидазы, потребовалось.
Использование УЗИ в косметологии позволило впервые определить, что исходом коррекции косметических дефектов препаратами гиалуроновой кислоты является фиброз. Хотя ранее считалось, что это удел биополимерных гелей. В первом случае фиброз менее выражен, но это так же требует внимания при последующих манипуляциях и выборе препарата.
Описанные возможности УЗИ являются лишь малой частью того вклада, который может внести ультразвук в косметологию в настоящее время. Междисциплинарное взаимодействие позволяет снизить риски возможных постинъекционных осложнений, выбрать оптимальный способ профилактики и лечения косметических дефектов, оценить эффективность лечения осложнений, обезопасив таким образом и пациента, и косметолога.