Найти тему

Ларс фон Триер: от худшего фильма к лучшему

Ко Дню Рождения датского режиссёра мы подготовили рейтинг его фильмов от худшего к лучшему. Для удобства сравнения мы включили в рейтинг только полнометражные художественные работы Триера, оставив за бортом короткометражки, сериал “Королевство” и документальный фильм “Пять препятствий”.

14. Медея (1988)

Единственный фильм Триера, снятый по чужому сценарию, Карла Теодора Дрейера. Разворачивающаяся в скупых скандинавских декорациях история мести древнегреческой царевны Медеи предавшему её возлюбленному Ясону представляет собой классическую интерпретацию трагедии Еврипида, в которой личность Триера проступает разве что намёками.

13. Элемент преступления (1984)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Дебютный полнометражный фильм Триера рассказывает историю детектива Фишера, который идёт по следам серийного убийцы, постепенно всё больше и больше идентифицируя себя с ним. Сотканный из киноцитат и аллюзий, мрачный нуар в затопленной, огненно-красной Европе принёс режиссёру Большой приз высшей технической комиссии Каннского кинофестиваля и наметил основные черты его стиля, которые в полной мере раскроются в следующих его фильмах.

12. Самый главный босс (2006)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Офисная комедия об актёре, нанятом изображать загадочного босса IT-компании перед её сотрудниками, становится острой сатирой, в которой достанется и простодушным датчанам, готовым поверить во всё, что им скажут, и неудачнику-актёру с претензией на большие драматические роли. А съёмка в технике Automavision, при которой движения камеры определяются компьютером, позволяет взглянуть на неё со стороны беспристрастной машины. Интересно как эксперимент, но не более.

11. Эпидемия (1987)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Второй фильм трилогии “Е” рассказывает о режиссёре и сценаристе, которые пишут историю о враче-идеалисте, в разгар эпидемии чумы отправившемся в умирающую Европу. История, в которой благими намерениями вымощена дорога в ад, придётся по вкусу поклонникам Триера, а ироничные эпизоды, наглядно демонстрирующие процесс создания фильма, порадуют киношников, но едва ли найдут свой отклик у широкого зрителя.

10. Нимфоманка (2013)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Двухчастную историю нимфоманки Джо, рассказанную незнакомцу Селигману, многие называли лучшим фильмом Триера, в котором соединилось всё, за что зрители любят (или ненавидят) режиссёра. Мы также считаем, что фильм, несомненно, хорош, однако провокативность порой затмевает собой глубину, присущую другим работам Триера.

9. Идиоты (1998)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Единственный фильм Триера, снятый строго в рамках манифеста “Догма-95", о девушке, ставшей членом коммуны людей, прикидывающихся на публике умственно отсталыми, чтобы освободить своего “внутреннего идиота”. Съёмка ручной камерой, отсутствие закадрового звука и искусственного освещения, вкрапления “интервью” участников коммуны создают эффект присутствия и делают фильм, пожалуй, самой некомфортной (как в физическом, так и в психологическом плане) для просмотра работой режиссёра.

8. Европа (1991)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Фильм-перевёртыш кафкианской "Америки" рассказывает историю молодого американца Леопольда, приехавшего в послевоенную Германию, где он устраивается работать проводником на железнодорожном экспрессе. Идеалисту и пацифисту, уверенному в том, что война окончилась, ему предстоит столкнуться с насилием и страхом и даже самому стать орудием гибели невинных людей. Первый фильм Триера, в котором идеологичность соединяется с человечностью.

7. Мандерлей (2005)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

После побега из Догвилля Грейс попытается изменить жизнь на плантации, чернокожие работники которой не знают (или не хотят знать), что рабство было отменено более полувека назад. Поначалу может сложиться впечатление, что очередная история о крушении идеалов в минималистичных театральных декорациях вряд ли добавит к Догвиллю что-то новое, однако в финале зрителя, который сам того не подозревает, ждёт мощное потрясение.

6. Рассекая волны (1996)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

История наивной, глубоко религиозной простушки Бесс, готовой пойти на всё, чтобы вернуть к жизни парализованного после аварии мужа, принесла режиссёру Гран-при Каннского кинофестиваля и мировое признание. Фильм мог бы стать очередной сентиментальной мелодрамой, если бы не скрупулёзное погружение режиссёра в вопросы жертвенности и веры, а катартический финал фильма звучит одновременно вдохновляюще и издевательски.

5. Дом, который построил Джек (2018)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

История серийного убийцы и архитектора Джека в 5 инцидентах с эпилогом переполнена аллюзиями и отсылками к классическим произведениями искусства, а неприлично объёмное самоцитирование — квинтэссенция режиссёрского самолюбования. Кажется, в “Доме” Триер решил собрать всё, что он когда-либо говорил или хотел сказать, что можно в равной степени считать как дурновкусием, так и потрясающе талантливым стёбом над всем и вся. Мы склоняемся ко второму варианту.

4. Танцующая в темноте (2000)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Завершающий фильм трилогии “Золотое сердце” о слепнущей эмигрантке Сельме, отправившейся на эшафот ради спасения сына. Контраст между реальным миром, безразличным к судьбе Сельмы, а потому и безликим, и ярким миром мюзиклов, героиней которых она себя представляет, разрушает все привычные жанровые каноны и усиливает гнетущее впечатление от безнадежности положения, в котором находится Сельма (или все мы?).

3. Меланхолия (2011)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Фильм, принесший Кирстен Данст Приз за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля и на многие годы закрывший туда путь Триеру из-за неудачной шутки о Гитлере, рассказывает о двух сёстрах, каждая из которых по-своему переживает приближение планеты Меланхолия. Картина клинической депрессии, не понаслышке знакомой режиссёру, безупречная с эстетической точки зрения, — триеровская вариация конца света, опыт которого может пережить каждый из зрителей.

2. Антихрист (2009)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

В центре сюжета — Он и Она, переживающие гибель единственного сына. Натуралистичные сцены насилия, странный символизм (чего только стоит мёртвый Лис, провозглашающий “Хаос правит”), множество аллюзий на Тарковского и Бергмана, медленное погружение в безумие, рассуждение о греховной природе женщины и сатанизме самой Природы — всё это делает “Антихриста” одним из самых сложных и талантливых фильмов режиссёра.

1. Догвилль (2003)

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

В истории о преследуемой гангстерами беглянке Грейс, которую соглашаются укрыть жители американского городка Догвилль, органично сплетено всё: расчерченная мелом съёмочная площадка, практически полное отсутствие декораций, перенесённые на экран принципы брехтовского театра. Зрители с ужасом наблюдают за тем, как безнаказанность и всепрощение раскрывают в добропорядочных жителях Догвилля самые отвратительные стороны их характеров, а история отдельно взятого городка разрастается до масштабов библейской притчи о гордыне и возмездии. Фильм, который исчерпывающе много рассказывает и о людях, и о мире, в котором мы живем.