Во все времена исследователей старины нередко называли авантюристами. Но именно их авантюры помогли раскрыть множество тайн прошлого. Одну из них раскрыл современный Индиана Джонс, нашедший на краю Сахары затерянную столицу могущественной берберской династии.
Здравствуйте, друзья!
Всем нам хорошо известна серия фильмов о приключениях археолога Индианы Джонса. Создатели картин говорят, что в сценариях были использованы реальные факты. Но мало кто знает, что истории, не уступающие киношным, происходят прямо в наше время с нашими современниками. Давайте поговорим об археологе Рональде Мессье, почетном профессоре Университета штата Средний Теннеси (США), который нашел настоящее великолепие на краю Сахары.
В течение всей своей профессиональной карьеры этот человек был штатным археологом. Большую часть времени он провел на раскопках города Сиджильмасы на северном краю Сахары. 15 лет назад Рональд вышел на пенсию. Он больше не планировал работать, но однажды ему позвонил Фредерик Вриланд, бывший американский посол в Марокко. К тому моменту он тоже был отставником.
Вриланд на пенсии жил в поместье к югу от шумного города Марракеш. Он попросил Мессье приехать к нему и взглянуть на руины, которые местные жители называли «хаммамом». По-арабски это означает «баня». Вриланд был обеспокоен тем, что из-за пренебрежительного отношения местных жителей к руинам от науки может ускользнуть что-то важное. Кстати, эти сооружения находятся на окраине современной марокканской деревни Гхмат.
Несколько дней спустя Мессье уже был на месте. Он осмотрел вершины трех потрепанных временем каменных и кирпичных куполов, которые торчали из красной почвы среди гор мусора. Увиденное взволновало его. «Я сразу понял, что эти сооружения относят нас в Средние века, - признался Мессье. - Я понял, что это, вероятно, руины средневекового города Агмата».
Казалось бы, местоположение Агмата никогда не было загадкой. С 9-го по 14-й века этот город был ключевым торговым центром. Он известен по многочисленным письменным источникам, на протяжении последующих столетий путешественники тщательно зарисовывали его руины и наносили их на карты. Даже на некоторых современных картах Агмат обозначен как реально существующий город. Словом, загадки как бы и нет. Но если бы в течение последних двух столетий кто-нибудь подошел к археологу и попросил бы его подвести к руинам Агмата, то ни один специалист не смог бы этого сделать. Да, все знали, что такое Агмат, и все как бы знали, где он находился. В то же время этот город оказался затерянным, так как все знания о нем были лишь теоретическими. На практике, в реальности, никто уже давно руин Агмата не видел.
Об этом первым делом и подумал современный Индиана Джонс. Невероятно, но явное оказалось тайной. Мессье тут же забыл о пенсии и вызвал на помощь своих старых добрых коллег Абдаллу Фили из Университета Шуайба Дуккали и Хлою Капел из Университета Парижа. Эта троица приступила к первым за всю историю серьезным раскопкам Агмата.
Начала она, конечно же, с куполов. К настоящему времени команда обнаружила большую баню, чью крышу действительно венчали эти купола. То есть местные жители были правы, когда называли их «хаммамом». Но баня – это лишь цветочки. Мессье и его команда раскопали роскошный дворец и мечеть, жилые виллы, остатки крупных бассейнов, части древних городских стен и тысячи артефактов. Остальная часть древнего Агмата, площадь которой может составлять около 1 квадратного километра, все еще лежит под домами и фермами Гхмата.
«Этот город имеет неоспоримую научную ценность, - говорит Капел. - Это почти уникальный источник знаний о средневековых городских обществах в Северной Африке, о которых мы мало что знаем».
Раскопки команды Мессье дают ученым редкую возможность изучить историю берберов, потомков доарабских жителей Северной Африки. На фоне растущей мощи арабов в этом регионе в Средние века некоторые берберские племена создали постоянно меняющуюся систему союзов. Надо сказать, что, несмотря на родство, эти племена отличались заметно. У каждого из них была своя культура, традиции, ценности и даже язык. Если бы не наступление арабов, они, вероятно, никогда не стали бы заключать союзы. Однако им удалось объединить усилия десятков различных племен и создать династии, которые правили большей частью Северной Африки и Испании с 11 по 16 века. При этом большинство берберов по-прежнему жили в горах и пустыне и зачастую были кочевниками.
Кстати, такой образ жизни они сохраняют до сих пор. Берберы не являются единым политическим или культурным образованием. Они, как и столетия назад, говорят на разных, хотя и тесно связанных, языках афроазиатской семьи. Кроме того, берберы отличаются по религиозным верованиям. Одни из них исповедуют ислам, другие – христианство, третьи – иудаизм. Сохранились и язычники, которые поклоняются богам Солнца и Луны.
Но вернемся к Агмату. Раскопки команды Мессье доказывают, что берберы в Средние века стояли на высокой ступни развития и вполне могли пойти по другому эволюционному пути. Так, археологи обнаружили золотые динары, отчеканенные династией Альморавидов в Агмате в 1111 году нашей эры. То, что местные правители чеканили собственные монеты, само по себе является признаком богатства города и его важного значения для всего региона.
Альморавиды были неарабской династией правителей, а истоки их прихода к власти ученые разглядели еще в 7 веке нашей эры. Тогда потомки пророка Мухаммеда основали Омейядский халифат. В 680 году основанная в Дамаске династия вторглась в Марокко, чтобы расширить границы своей стремительно растущей империи. Оттуда Омейяды, с помощью берберов, проникли на юг Испании, завоевали ее и основали там арабскую территорию под названием аль-Андалус.
Изначально берберы в Марокко приняли ислам, но в 740 году подняли успешное восстание против Омейядов. Берберов возмутила несправедливая налоговая политика и фаворитизм халифата по отношению к арабам. В результате большая часть Северной Африки вновь оказалась под управлением независимых племен. Несмотря на изгнание Омейядов, ислам, арабский язык и культура сохранились в Марокко среди берберов. Альморавиды всячески это поддерживали. Они пришли к власти в 11 веке, когда Агматом управляло другое берберское племя. Месье говорит, что тогда этот город был самым важным на юге Марокко.
Самое ранее упоминание Агмата относится к 814 году. Это название было обнаружено на серебряной монете. Оно указывало на место, где эта монета была отчеканена году династией Идрисидов, первой собственной исламской монархией Марокко. Она была основана в 789 году Идрисом I, потомком пророка Мухаммеда, который бежал в Марокко после того, как возглавил неудавшееся восстание на Аравийском полуострове против Аббасидского халифата, пришедшего на смену Омейядам.
Приехав в Северную Африку, Идрис женился на берберке из племени авраба и стал лидером коренного населения. Он основал знаменитый Фес, торговый город на берегу реки Джавхар, который впоследствии привлек поток арабоговорящих мигрантов из Испании и стал крупным экономическим и культурным центром.
Первая известная текстовая ссылка на Агмат появляется в трудах географа 9-го века Ахмада аль-Якуби, который описал его как плодородный регион вокруг реки Урика, чьи воды сделали этот регион пригодным для сельского хозяйства. В 977 году арабский географ Ибн Хавкал описал Агмат как место, где «товары выходят и входят», и перечислил его к другим важным городам, включая Фес.
Согласно трудам историка 11 века аль-Бакри, в городе было достаточно богатое население, чтобы покупать на рынке еженедельно 100 голов крупного рогатого скота и 1000 овец. Начиная с 1054 года Альморавиды начали расширять свои владения. Они завоевали множество городов на территории Мавритании и Ганы. А в 1058 году Альморавиды взяли Агмат и объявили его своей столицей.
Раскопки команды Мессье показали, что столетия назад его жители построили большой хаммам по образцу римских бань с тремя залами, в которых находилась холодная, теплая и горячая вода. В главном зале располагался восьмиугольный бассейн, здесь же находились туалеты и комнаты для переодевания.
Команда также раскопала большой дворцовый комплекс и остатки стен, когда-то украшенных цветочными узорами. Но самое главное – археологи нашли доказательства того, что во дворце проживала самая известная жительница города - Зейнаб ан-Нафзавийя. Она была дочерью успешного купца из Туниса, который поселился в Агмате. Эта женщина вошла в историю как жена трех разных правителей города, двое из которых были представителями династии Альморавидов. Ученые считают ее одной из самых выдающихся женщин в истории исламского средневековья.
«Эта женщина отличалась своей красотой и богатством, - писал историк 12-го века и мэр города Феса Ибн Идхари. - У нее были похвальные достоинства и оригинальный ум». Кстати, Ибн Идхари - один из нескольких арабских источников, которые изображают Зейнаб в качестве главного персонажа династии Альморавидов. Именно с ней историки связывают успехи империи в завоевании Северной Африки и Испании и взятии под контроль торговых путей, по которым шли караваны с золотом и другими сокровищами.
Рядом с дворцом группа раскопала мечеть, остатки которой в основном состоят из основ колонн и частей михраба, молитвенной ниши. Внутри были найдены остатки черного каменного бассейна, построенного в форме цветка, который, вероятно, использовался для ритуального омовения перед молитвой. Этот бассейн упоминается в трудах Ибн аль-Хатиба, историка из Гранады, который посетил Агмат в 1360 году. Уже тогда он описывал его как изношенный, подразумевая, что бассейн использовался на протяжении нескольких веков, причем был построен задолго до прихода Альморавидов.
Раскопки в деревне Гхмат продолжаются. Кто знает, сколько еще тайн он хранит. Например, недавно археологи нашли куполообразный мавзолей, в котором, как они считают, был похоронен Мухаммед ибн Аббат аль-Мутамид - известный арабский поэт и король Севильи, которого Альморавиды заключили в тюрьму в Агмате после того, как завоевали его королевство.
Фото: Ronald Messier, a professor emeritus at Middle Tennessee State University; Chloe Capel of the University of Paris
Источник:
https://www.archaeology.org/issues/382-2005/letter-from/8626-morocco-medieval-capital