Найти тему
Нина Бенуа

7 главных пьес Григория Горина, которые до сих пор могут нас чему-то научить

Павел Сурков

Спросите – кто главный русский драматург ХХ века? Ответ будет очевиден – он, Григорий Горин. Человек, которого нет с нами уже 20 лет, но чьи пьесы по-прежнему ставятся на сценах ведущих мировых театров. Последний из отечественных драматургов, кто смог перенести русский театральный язык на мировую сцену. Человек, говоривший о вечном – но говоривший так, чтобы понимали зрители всех времен и народов.

Горин был человеком высочайшей культуры и высочайшей совестливости – это оказалось свойственно его героям. Он часто писал свои пьесы под какого-то конкретного актера – но потом выяснялось, что они универсальны и могут пережить множество сценических воплощений, и эти воплощения окажутся не менее убедительны, чем та первичная сценическая задумка, которая представилась автору.

Он, конечно, нашел своего режиссера – имя Горина навеки вписано в историю «Ленкома», его главные театральные премьеры состоялись именно на сцене этого театра. С Марком Захаровым они делали еще и потрясающие художественные фильмы – «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» - это все он, Горин. Даже шварцевского «Дракона» он мастерски переписал, добавив в знакомый сюжет и мудрости, и ясности мысли, превратив метафорическую сказку в едкий памфлет, который, увы, не устаревает и по сей день…

Мы решили показать вам несколько важных пьес Горина, а также рассказать о том – чему эти пьесы нас могут научить сегодня. Ведь истинное искусство – оно вне времени. А театр Горина – он вообще на века.

«Тиль»

«Шутовская комедия» - так определил свой жанр Горин в этой пьесе, и остался верен ему до конца. Пьеса писалась на Андрея Миронова, с которым Горин был дружен всю жизнь (даже тело Миронова из Риги в Москву сопровождал именно Горин). Но увы! – Миронов оказался слишком занят в Театре Сатиры, и Марк Захаров предложил кандидатуру Николая Караченцова. И спектакль мгновенно стал легендарным – на дуэт Тиля-Караченцова и Неле-Чурикову ходила смотреть вся театральная Москва. Да что там Москва – прилетали зрители со всех краев СССР, от Владивостока до Калининграда, чтобы увидеть этот невероятный спектакль. Позднее Марк Захаров даже предложил сделать шутовской колпак Тиля символом «Ленкома», но этого, увы, не сложилось.

От легендарного спектакля осталось немного любительских съемок – и вот эта телевизионная запись одной из песен Тиля, по которой можно хоть минимально, но судить о мощи. того самого легендарного спектакля.

«Поминальная молитва»

Программное заявление Горина 90-х годов, написанная специально под Евгения Леонова. С ним на гастролях случился тяжелейший инфаркт и немецкие врачи буквально вытащили артиста с того света. Двадцать с лишним дней артист был в коме, во время которой его близкие сидели рядом с ним и разговаривали – в том числе и об этой роли. И леоновские воспоминания о возвращении с того света и диалоге с Создателем вошли в монологи Тевье – Горин с легкостью отдавал своим артистам возможность дополнять авторский текст.
Невероятно мощный спектакль, от которого и сегодня сжимается сердце. Все свои последние годы жизни Евгений Леонов провел бок о бок с ролью Тевье-молочника, и умер, собираясь именно на этот спектакль. Ни один из билетов в тот трагический вечер в кассу возвращен не был.

«Кин IV»

История о природе актерского дарования, история о судьбе великого британского актера Эдмунда Кина, о его нелегкой жизни и дружбе-соперничестве с принцем Уэльским. В спетакле, поставленном на сцене театра им.Маяковского блистали еще одни друзья Горина - Александр Лазарев (Кин) и Игорь Костолевский (Принц). Но за невероятным обаянием (и, что уж греха таить, красотой) актеров прослеживалась невероятная личная драма персонажей. Уж это Горин умел описывать совершенно блистательно. Смотреть 1 часть и 2 часть.

«Королевские игры»

Горин даже абсолютную трагедию мог сделать метафорической: на этот раз из-под его пера вышла история любви английского короля Генриха VIII и Анны Болейн. Спектакль надолго пережил своего создателя – и по сей день входит в репертуар Ленкома. Но в видеоверсии постановки мы можем увидеть великолепного Леонида Броневого в роли обаятельнейшего злодея герцога Норфолка. Впрочем, даже злодеи у Горина всегда не лишены и человеческих чувств, и вполне логичной мотивации.

Часть 1:

Часть 2:

«Чума на оба ваши дома!»

Еще одна постановка на сцене Театра им.Маяковского. История о том, что случилось после смерти Ромео и Джульетты, о том, как семьи Капулетти и Монтекки попытались примирить и что из этого вышло. Шекспировские страсти перетекают во вполне современную драму, которая у Горина сдобрена и смехом, и слезами. Ну а семейный дуэт Светланы Немоляевой и Александра Лазарева становится для нас настоящим источником восхищения. (Видео здесь).

«Счастливцев-Несчастливцев»

Эту пьесу Горин подарил еще одним своим старинным друзьям – Александру Ширвиндту и Михаилу Державину, и спектакль много лет был одним из настоящих хитов Театра Сатиры. Два персонажа Островского, два актера, встречаются на сцене и проживают множество ролей, становясь то комическими, то трагическими, а то и историческими (оцените перевоплощение в Сталина и Ворошилова) персонажами. Закулисье театра, перенесенное на сцену, изнанка волшебства – которая, увы, точно лишена завлекательной магии. (Есть в записи, посмотреть можно тут).

«Шут Балакирев»

Последняя из «шутовских комедий» Горина, законченная им в год своего 60-летия, и прочитанная труппе «Ленкома» буквально за дни до трагической смерти драматурга. Впервые Захаров был вынужден ставить горинский текст, не советуясь с драматургом (обычно Горин с удовольствием участвовал во всех репетициях, живо вклиниваясь в творческий процесс и внося необходимые правки в пьесы).

Комедия получилась грустная и одновременно величественная – достойный памятник Горину. Блестящие актерские работы Олега Янковского (Петр I), Александры Захаровой (Екатерина), Николая Караченцова (Меньшиков), Александра Збруева (Ягужинский) (Посмотреть можно тут)

Горин ушел в 2000 году, простившись с ХХ веком, олицетворением драматургии которого он и был – но его пьесы сегодня не устарели и переживают, по сути, второе рождение (И «Тиля», и «Свифта», и «Мюнхгаузена» ставят во многих театрах и по сей день). Ведь, как говорит его Свифт: «Человек слабее смерти потому, что у нее есть преимущество: она знает час своего прихода, а человек – в неведении… А теперь мы с ней на равных! И неизвестно, за кем последнее слово».

#театроscope