Наверное, у каждого увлеченного читателя есть список самых-самых книг, которые он хочет порекомендовать всем и каждому. Особенно, если за плечами внушительный читательский опыт и сотни, а то и тысячи прочитанных текстов.
У меня тоже такой имеется :)
Конечно, он субъективный. Я – большая любительница психологической прозы, контркультуры, американской литературы 20 века, героев с ярко выраженными психическими патологиями и т.д. А вы какие книги любите?
Предыдущие подборки находятся здесь, здесь, здесь и здесь.
Сегодня в подборке: детская литература, нон-фикшн о мозге, американские лесорубы, божественные кони и многое другое.
Кир Булычев, серия книг об Алисе Селезневой
Для кого-то детство – это казаки-разбойники, гостить у бабушки в деревне и Жюль Верн. Для кого-то – езда на велосипеде, городской пляж и Стивен Кинг. А мое детство намертво переплетено с книгами Кира Булычева, замечательного советского детского писателя и фантаста. Понятия не имею, как и откуда в доме появились его книги (никто из родственников о Булычеве и не слышал никогда), так что предпочитаю считать это маленьким чудом. Чудом, благодаря которому на несколько лет моими лучшими друзьями стали находчивая Алиса Селезнева, бедовый Пашка Гераскин, задумчивый Аркаша, немного занудный домашний робот Поля, умный космический кораблик Гай-До и многие, многие, многие другие.
Вилейанур Рамачандран «Мозг рассказывает»
Рамачандрана не просто так в научно-популярной среде называют Dr. Brainstorm – по части увлекательного, интуитивно понятного изложения сложнейших тем он запросто может конкурировать с Оливером Саксом. Фантомные конечности, зеркальные нейроны, синдромы Котара и Капгра, синестезия… Понятия, которые можно использовать в каком-нибудь фэнтези-фильме в качестве заклинаний! Но, благодаря Рамачандрану, все вышеперечисленное легко воспринимается даже далекими от естественных наук людьми.
Скарлетт Томас «Наша трагическая вселенная»
У Скарлетт получилась удивительная книга: никакого внятного сюжета нет, но оторваться невозможно! Это книга-настроение, книга-ощущение. Атмосфера уютных посиделок дождливым осенним вечером. То упоительное щемящее чувство, после которого в срочном порядке хочется обзавестись собственным маленьким домиком, начать варить варенье и устраивать долгие неторопливые прогулки в лесу.
Кен Кизи «Порою нестерпимо хочется…» /«Порою блажь великая»
Есть «фундаментальные авторы», которые остаются в истории как голоса поколений, не просто рассказывающие о выдуманных событиях с выдуманными людьми, но и сохраняющие на бумаге дух времени – объемный, массивный, монолитный. Это Толстой, Гюго, Стейнбек… И я бы смело добавила к ним Кизи. История семейства лесорубов, чей характер крепче любой бензопилы – красноречивое тому подтверждение. Суровый провинциальный быт, мужская гордость (и упрямство!), тяжелый физический труд, сложные семейные отношения – несколько сотен страниц литературного великолепия.
Джозеф Финк, Джеффри Крэйнор «Добро пожаловать в Найт-Вэйл»
Представьте себе город, в котором оживают абсолютно все теории заговоров. Здесь полицейские заняты прослушкой горожан, так что вам лучше не прикрывать рот рукой и говорить максимально четко. Здесь над пустыней, окружающей «жилой островок», то и дело появляются таинственные огни летающих тарелок. Здесь бесследно исчезают люди, о которых потом никто не может толком вспомнить. Здесь правительство плетет интриги, причем совершенно открыто. А еще в этом чудном городе ангелы вне закона, некоторые дома умеют думать, а некоторые дети – превращаться во что угодно. Владелица ломбарда никогда не стареет, а кровожадные библиотекари представляют угрозу всем, кто рискнет сунуть нос в библиотеку. Радиоведущий Сесил ежедневно рассказывает о том, какие странные штуки успели произойти за день, а уехать в другое место не получится при всем желании. Это и есть Найт-Вэйл – самый странный и чудной город в мире после Твин Пикса.
Уилл Селф «Кок’н’Булл»
В свое время книга настолько меня впечатлила, что я на одном дыхании написала о ней подробное эссе, которое можно почитать вот тут. Селф мастерски владеет искусством баланса: его сюжеты пикантны (а местами и похабны, что уж греха таить), но пишет он так, что текст не выглядит бульварной третьесортной книжонкой. Напротив – у него великолепный язык, узнаваемый острый и колкий стиль, богатое воображение. Его сюжеты актуальны, как никогда. Размытые границы феминности и маскулинности в двух мини-романах находят неожиданный выход – герои меняются местами, буквально «влезая в чужую шкуру».
Питер Шеффер «Эквус»
В период острого «литературного» юношеского максимализма я была уверена на 110%, что никогда – ни за какие коврижки – не стану читать пьесы. В моем подсознании была целая комната, полная заросших паутиной и пылью серо-желтых черепов унылых и до зубного скрежета занудных драматургов, чьи работы я даже не пыталась понять. Но тут случился Шеффер, которого мне посоветовали в Новогоднем флэшмобе на Лайвлиб. Мальчик, боготворящий Коня, сеанс психоанализа, детские гипертрофированные комплексы и прочие радости жизни – слова залезали под кожу и зудели там, как капли лимонного сока на свежем ожоге. Это было что-то совершенно новое, яркое, необыкновенное, волнующее – опыт, который хочется пожелать каждому читателю. Кстати, в театральной постановке «Эквуса» в Англии главную роль сыграл совершенно голый Гарри Поттер, то есть, простите, Дэниел Рэдклифф. Вот вам один из самых скромных кадров того бесчинства:
Мишель Фейбер «Побудь в моей шкуре»
Мишель написал удивительную, совершенно нестандартную историю инопланетянки от ее же лица, практически избежав штампов. Сделал все, что от него зависит, чтобы влезть в шкуру «девушки» из другого мира и попытаться понять, что может ощущать пришелец, который был вынужден отказаться от родного мира и притворяться своим на чужой ему планете. Более того – отвратительной ему планете. С виду милая красотка Иссерли разъезжает по дорогам Шотландии, цепляет одиноких парней и привозит их на заброшенную ферму, чтобы… Нет, никаких спойлеров! Литературный арт-хаус авторства Фейбера заслуживает вдумчивого самостоятельного прочтения.
Джордж Оруэлл «Скотское хозяйство»
Именно эта антиутопия стала для меня первой ласточкой безграничной любви к поджанру. Авторы подростковых серий-антиутопий в один голос твердят, что учились у Оруэлла, но их недожатые бессмысленные тексты бесконечно далеки от тонкой сатиры Джорджа, который сделал простой, как помидор на грядке, сюжет, который запросто зайдет и ребенку. Но сделал так, что за первым пластом есть второй, за очевидным вторым при желании можно найти не слишком очевидный третий… В общем, это тот самый случай, когда история прекрасна абсолютно со всех сторон, с какой не подойди.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание!