Путешествовать на Кавказ интересно не только из-за красивых гор и пейзажей и вкусной еды, но и из-за ярких традиций, легенд и культурных особенностей, которые часто сохраняются вплоть до нашего времени и о которых всегда с удовольствием говорят местные жители.
Во время одного застолья, мой сосед за столом — седовласый черкес — вдруг затронул тему, которая показалась мне чрезвычайно интересной. И я попросил рассказать его подробнее, как у них в роду, да и вообще на Кавказе, обстоит дело с таким непростым делом, как … раздел наследства.
Он рассмеялся.
— Ты знаешь, это в сегодняшнем мире раздел наследства — нередко целая катастрофа. А у нас, на Кавказе, всегда всё было чётко, по справедливости, и никто не пытался придумывать хитрых схем и ухищрений.
— У нас традиции — это закон. Их чтят все, никто не станет спорить и доказывать, что его ситуация выше традиций, и это человек нуждается в отдельном к себе отношении. Если так принято, то всё. Точка. Гордость не позволить «выпрашивать» у старейшин изменить сложившиеся правила и отдать то, что не положено.
Дальше мой собеседник рассказал о базовых традициях, как у горцев на Кавказе исторически было принято делить наследство умершего родственника (кстати, у разных кавказских народов эти традиции несколько отличается).
У адыгов и черкессов имущество родителя (не важно, матери или отца) делилось только между сыновьями в равных долях. Только старший при этом имел право первым выбрать, какую из долей он возьмёт себе, и так дальше по старшинству.
Дочери в этом разделе участия не принимали и им ничего не доставалось. Но при этом за братьями появлялась обязанность содержать сестёр до замужества и выдать их замуж, в том числе, с приданым. И никто не хитрил и не оставлял своих сестёр ни с чем.
То же касалось и вдовы. Она не имела права на долю, но её дети обязаны были содержать. И содержали свою мать, кто бы сомневался! На Кавказе оставить мать ни с чем — это нонсенс и позор.
При этом чаще всего никакого раздела не происходило вообще, т.к. у кавказцев братьям, да и вообще семье, принято жить в согласии, а не заниматься делёжкой.
И вообще, раздел, как таковой, когда кто-то его реально затеривал, осуждался общественным мнением и такой человек мог надолго потерять уважение в селении или племени.
Интересно, что если умерший человек был бездетным, то его имущество отходило братьям, а если их не было — другим родственника мужского пола по нисходящей или восходящей линии. Ну а если вообще у него никого не было, или о родственниках было не известно — то князю, хану (владетелю и т.д.)
В Дагестане традиции несколько отличаются. У дагестанских горцев вдова имела право на 1/3 имущества бывшего мужа, при этом за ней сохранялось и её имущество, который принадлежал ей на правах приданого. И даже если умирала жена, то, например, её земля, которая была приданым, возвращалась обратно к родственникам жены.
Но, опять же, факты раздела имущества были редким явлением и, как и у других народов, тоже осуждались.
P.S. Все фото сделаны мной лично на Кавказе и с согласия людей, которые есть на этих фото.
Подписывайтесь на мой канал и следите за продолжением серии репортажей из автопутешествия на Северный Кавказ.