20 марта исполнилось 130 лет со дня смерти Александра Фёдоровича Можайского (родился в 1825 г.) – человека, совершившего невозможное: он заставил летать паровую машину! Его «летательный аппарат» после разбега «отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло», – сообщает Военная энциклопедия.
По сути, изобретатель свершил чудо: он поднял в небо паровоз с крыльями, но это был тупиковый путь – нужна значительно большая мощность, чтобы оторваться от земли.
Один из братьев Райт, впервые поднявшийся на аэроплане 17 декабря 1903 г., пролетел 40 метров за 12 секунд, используя мотор мощностью 9 кВт. Это было только начало. А дальше «этажерка с тарахтелкой» за очень короткое время превратилась в «хищного и опасного зверя».
Прогресс был стремителен. В 1909 г. рекорд высоты был в 155 метров, а уже в следующем году самолёт поднялся на 3.100 метров. Росли скорость и мощность двигателей.
Первые полёты были по сути аттракционами и совершались при огромном стечении публики, но вскоре оказалось, что аэроплан прекрасно служит армии.
Во время итало-турецкой войны 1911 капитан Пиаца на своём «Блерио» совершил первый разведывательный полёт. Эта дата считается первым в мировой истории фактом применения авиации в военных целях. И в том же году лейтенант Гавоти совершил первую воздушную бомбардировку, сбросив 4 ручные гранаты со своего самолёта. Практического результата не было, но эффект! Так был найден путь аэроплана на поля сражений.
Традиционно принято обвинять Россию в отсталости и консерватизме, но к началу І мировой войны Россия имела в строю 244 аэроплана, Германия – 232, Франция – 138, Англия – 56, причём значительная часть русских самолётов была построена на отечественных заводах. Вот только никто не знал, что ещё, кроме разведки, могут делать в бою аэропланы.
Встретившись в небе, пилоты обменивались выстрелами из пистолетов, стремились пролететь так, чтобы вывести противника из равновесия потоком воздуха, поступали предложения подвесить на тросе гирю и ей зацепить вражеский винт. Собственно, героический и… отчаянный таран Нестерова был совершён потому, что лётчик в присутствии господ офицеров дал слово, что проклятый австриец, регулярно прилетающий на разведку, больше летать не будет, и слово сдержал!
Поставить пулемёт на самолёт не удавалось – мешал огромный деревянный винт перед пилотом, а пулемёт, размещённый на крыле, позволял попасть разве что случайно, да и был ненадёжен.
Лишь когда был открыт синхронизатор, позволивший стрелять через винт, самолёт стал чрезвычайно опасен для противника и в воздухе, и на земле. Вскоре появился термин АС – в переводе туз – тот, кто сбил не менее 5 вражеских машин (впервые термин и количество побед придумали французы). У немцев Рихтгофен записал себе 80 побед, у французов Фонк – 75 побед, русский пилот Казаков одержал 32 победы.
Блестящим вкладом в военную авиацию России стал «Илья Муромец» конструктора И. Сикорского: четырёхмоторный гигант, поднимавший до полутора тонн бомб и вооружённый 5 – 8 пулемётами. За всё время воздушных боёв был сбит только один такой самолёт.
Так появилась стратегическая авиация – налёт группы этих гигантов полностью парализовал работу крупного железнодорожного узла, «разгромил штаб 89-й германской пехотной дивизии, а также артсклады и аэродром в районе местечка Боруны».
Авиация превратилась в важную составную часть вооружённых сил, и заслуга русских лётчиков и конструкторов в этом неоспорима.
Жаль, что классовая борьба не позволила Сикорскому остаться на родине – революционер и соратник Ленина, член Высшего Совета Народного Хозяйства Юрий Ларин заявляет: "Мы, рабочие и крестьяне, будем строить свой рай на земле, и в небо нам лезть незачем", а "...производство и ремонт аэропланов и аэростатов прекратить с переводом аэропланостроительных заводов на деревообделочную промышленность". А он хотел и умел строить самолёты – так Америка получила гениального конструктора, очередного русского, выгнанного со своей родины.