Этот обзор будет полностью посвящен Метеорам — гористой местности в Фессалии, в которой на скалах построены древние христианские монастыри. Величественные здания, вызывающая уважение работа, красивейшая природа — делают экскурсию незабываемой и уникальной.
26.07.2007 — День седьмой
Утро началось со стука в дверь, за ней стояла запыхавшаяся девочка-гид, говорит, мы вас уже 10 минут по отелю ищем! Короче, мы серьезно проспали на экскурсию. Догоняли автобус на машине турфирмы, но все-таки догнали. Это приключение доказало нам, что девушка, продававшая нам набор экскурсий, была права. Нельзя ехать в Афины (это экскурсия на сутки с ночью в автобусе — целый день на ногах — и приезжаешь уже ближе к ночи) и на следующий день в 5 утра ехать в Метеоры.
Как нам объяснил очередной экскурсовод, вообще склонный к преувеличениям и аллегориям, Метеор — в переводе — «зависший между небом и землей». Когда доехали, поняли, что вполне логичное название.
Шикарное место, просто дух захватывает. Высоченные скалы среди долины, на вершинах каким-то чудесным образом построены монастыри.
Вид с дороги. Скалы напоминают исполинскую крепость. На том подобии башни или бастиона — монастырь, хотя фотке не видно. Это единственный монастырь, который видно из долины.
Заехали в горы.
Отшельники-аскеты стали селиться в этих скалах задолго до Х-го века, выдалбливая себе в скалах место, достаточное, чтобы лечь. Такие каменные лежанки показывают по дороге. Причем обычно на какой-то невероятной высоте. Когда их набралось достаточное количество, они стали долбить площадки побольше, для совместного времяпровождения. Одна из таких больших дупел вроде как до сих пор используется, как камера, для провинившихся монахов в еще действующих монастырях.
Вон на том уступе, где что-то красное нарисовано, когда-то жил аскет.
Тут фотография не очень качественная, но это что-то вроде скальной церкви что ли.
Среди христиан было целое движение «столпников». Людей которые добровольно существовали на какой-то возвышенной площадке, в очень ограниченным пространстве. Чаще всего на столбе с небольшим помостом. Традиция пошла с 5-го века и изобрел сей способ «гипертрофированного ничегонеделания» — сирийский монах Симеон-Столпник. После него естественно появились подражатели — другие «столпники» (включая Серафима Саровского). А в Метеорах эти необходимые фанатикам «столпы» — были уже готовы, выше любых рукотворных, поэтому туда аскеты начали стекаться рекой. На заглавной картинке - икона посвященная такому святому - Даниилу Столпнику.
Это один из двух действующих женских монастырей в Метеорах. Раньше никаких женских монастырей в Метеорах не было. Но теперь греческая православная церковь решила отдать два монастыря женским общинам. Теперь это говорят самые густонаселенные монастыри, самые ухоженные и красивые. Но туристов туда по-моему не пускают. Только паломниц. Ну теперь хотя бы есть кому за этими монастырями следить.
На заднем плане дорога, забитая машинами и автобусами с туристами. Все красные крыши — это монастыри. Других поселений и строений в этой местности нет.
Все что не принадлежит православной церкви Греции лежит внизу. Вот ниже вид на городок Каламбака. До возведения первых монастырей в 14-м веке все отшельники по большим праздникам спускались вниз в городской храм. С 14-го века такая необходимость отпала.
Когда Ария пела песню "Бивни черных скал", я почему-то себе это представлял именно так.
Ущелья узкие и глубокие.
Итак, теперь давайте о самих монастырях.
Никто в шортах фотки не смотрит? А то надо по-быстрому переодеться.
Небольшой экскурс. Начиная с 11-го века в скалах, монахи-отшельники стали собираться в скиты, а потом и в большие монастыри. Основателями первых монастырей стали два монаха.
Первый — Афанасий Метеорский, пришел в Метеоры с горы Афон, так как на Афонские монастыри стали нападать пираты, и следовательно все время стремился основать здесь монастыри, как на Афоне, чего и добился. Он основал монастырь, который получил название "Великий Метеор", отчего и горы стали называться Метеорами и сам Афанасий стал Метеорский.
Второй, который очень сильно помог Афанасию, был — Стеофан, сын какого-то восточноевропейского короля или царя, добровольно отказавшийся от власти, но говорят при этом очень не стесненный в средствах, которые все-таки нужны были для постройки подобных сооружений.
Вот они и начали титанический для 1334-го года проект — построить монастырь на вершине отвесной скалы на высоте более 400 метров над ближашим поселком.
Монастырь, кстати, больше в миру называется Великий Метеор (Great Meteoron). На самом деле — это монастырь Преображения Господня.
Сам монастырь. На башне можно увидеть подвешенную сетку. В ней раньше поднимали и спускали грузы, и людей. Грузы и сейчас могут таким способом поднимать. Людей — только пожилых и очень уважаемых паломников. У подножия башни — дырка. Из нее спускали веревочную лестницу. По ней молодые монахи сами моги слезть и подняться.
Каменную лестницу, на которой поднимается толпа туристов, построили только в 20-х годах 20-го века (кстати ко всем остальным монастырям лестницы, мосты и дороги построили тогда же).
Картинки и открытки с нарисованными монахами, которых поднимают в этой сетке - самый, наверное, распространенный сюжет в местных сувенирных магазинах.
По лестнице подниматься конечно более тяжело, но менее рискованно. Хотя и там поднимаешься над очень серьезным ущельем. На фотографиях с дороги — не видно. Вот тут фотография не очень качественная, но примерно передает вид с лестницы:
В средние века в этой местности было организовано 24 монастыря, общая численность монахов была более тысячи человек. Жили на скалах, а внизу, в долине занимались сельским хозяйством. На данный момент сохранилось действующими 6 монастырей. Причем два из них решено было отдать женщинам. Монахов в этих монастырях на сегодняшний день — 74 человека. Причем больше половины — женщины. В самом большом мужском монастыре — 10 человек. В самом маленьком один — сам себе настоятель.
На входе все тетки укутались в платки, всем, кто был в штанах — выдали юбки. Интересно, что в русских православных монастырях надо чтобы у женщин еще головной убор был. Здесь — не обязательно, но зато плечи должны быть закрыты.
При том, что находишься в действующем монастыре - монахов увидеть не так то просто. Они к туристам особо не выходят.
Зашли в церковь, там все расписано библейскими сюжетами: стены, потолки, своды!
В качестве странного декора в стены встроены керамические глазурованные тарелки.
Одно время в Метеорах жил и работал иконописец Феофан Критский. Пришлось погуглить и выяснить, что это не тот Феофан, который новгородский мастер Феофан Грек. Но с большой вероятностью Феофан Критский тоже был грек, но он жил и работал среди других греков, поэтому и прозвище у него было не Грек.
В самом храме фотографировать нельзя. И экскурсовод (местный грек, который бегло, но шкодно говорит по-русски) за этим следит. Не то, что следит — просто по-человечески попросил: «Не смотреть на американцев, которым, нельзя объяснить почему нельзя фотографировать и не фотографировать самим».
Единственное, что меня утомляет в старинных церквях, так это обилие мрачных сюжетов на стенах.. Куда не глянь — то муки адовы, то казни и пытки мучеников, то еще какие-нибудь библейские страшилки. В красках.
В общем красиво, но снаружи все гораздо симпатичнее.
Дворик вообще полностью сказочный.
Надпись на источнике примерно гласит: «Мой не лицо, смывай грехи». Это греческий полиндром — читается в обе стороны одинаково. Воды правда там не было.
Вот какой-то странный знак. Вроде как древний христанский символ, встречающийся чуть ли не с 6-го века нашей эры. И судя по всему это монограмма обозначает "Христос"
А вот очень красивый барельеф с архангелом.
Двухглавый орел — символ византийских правителей, перекочевавший в Россию. Именно благодаря этому знаку Москва считается Третьим Римом. Потому что Константинополь — второй. По идее сам знак обозначает, то владелец смотрит и на Запад, и на Восток, как бы объединяя их. Только этот орел держит в одной лапе не скипетр, как московский, а меч.
Сфотали хороший вид.
На заднем плане монастырь Варлаама, на переднем — фига растет. Те самые фиговые листки, которые можно увидеть на множестве статуй только мельче - такими листьями я не знаю, что можно прикрыть. Кстати фига и инжир — одно и то же.
А потом пошли бродить по музеям, которые там же в монастыре располагаются.
Есть небольшой историко-краеведческий. И там выставлена национальная одежда и старая военная форма — жутко прикольная.
Память о гражданских войнах и освободительных восстаниях. Метеоры, как любая горная местность, рай для партизан. Героев этих восстаний всяких в Греции — тьма тьмущая. Включая лорда Байрона.
Вот так выглядела монастырская кухня. Конечно это музейная экспозиция и набор утвари здесь гипертрофированный.
Или вот набор фляжек и горшков.
По дороге назад
Ну и вот симпатичная фотография напоследок.
Можно разглядеть флаги в монастыре. Сине-белый - государственный греческий, желтый с двухглавым орлом - византийский, который теперь флаг греческой православной церкви. Между ними - крест.
А еще справа со дна ущелья поднимается огромный столб с крестом на вершине.
Уже из долины увидели скалу странно напоминающую египетского сфинкса. С уже отстреленным носом.
В общем, Метеоры — самое сильное впечатление о Греции. Сильнее — только комедия со сменой караула, но это немного не та область впечатлений.
В сувенирном центре рядом продаются иконы. Дешевле, чем везде и выбор больше. Еще ладан зачем-то купили.
На обратном пути попробовали греческое блюдо — мусака. Мясо по-французски, только вмсето одного слоя картошки — слой баклажанов. И еще сверху какая-то штука, напоминающая густой соус из брынзы. На гарнир — баклажанная икра. Ничего так, вкусненько.
Все. Последняя фотография склеенная из двух.
Приехали без приключений в отель, попили пива. Пообщались с немцами, которые оказались сначала из Киева, а уже потом немцами. И наконец-то спать.