Найти тему
FEMNOTES

Как кризис показал настоящее лицо кредитования (и это не светлый лик Хабенского)

В последнее время меня ужасно, почти до зубного скрежета, стали раздражать звонки из банков с предложением взять кредит или оформить кредитку. Эти милые девушки с их вкрадчивыми вопросами «О чем вы мечтаете прямо сейчас?» теперь кажутся почти такими же мошенниками, как липовые работники «службы безопасности Сбербанка», просящие продиктовать код из СМС и цифры с обратной стороны карты.

Понятно, что кредиты – просто инструмент, что они необходимы в бизнесе, что ипотека – часто единственное решение, что случаются непредвиденные и очень большие расходы, выпотрашивающие всю подушку безопасности, а взять кредит часто проще и удобнее, чем беспокоить друзей и близких.

Но, положа руку на сердце, разве большая часть потребительских кредитов берется на действительно неотложные нужды? В качестве причины часто называют общую бедность, но не странно ли, что денег вроде как нет, но при этом есть возможность вернуть долг – ту самую сумму с комиссиями, переплатами и страховками?

Как поступают дети, когда им очень хочется что-то купить? Экономят на обедах, берегут карманные деньги. Все, что удалось выкроить, складывают в копилочку, чтобы в час X разбить ее и радостно бежать в магазин.

Банки с их рекламой «Я коплю… – А я немедленно куплю!» сделали все, чтобы мы, взрослые люди, поступали глупее и импульсивнее детей.

И пусть Хабенский сколько угодно уверяет, что «все для людей», случись что: кризис, болезнь, потеря работы, и сразу чувствуешь, что «рука помощи», которую банк заботливо протянул заемщику, сомкнулась вокруг горла и кошелька. Урежут лимиты, откажут в каникулах, в лучшем случае предложив пирамиду рефинансирования, будут бормотать беспомощную чушь о том, что кризис пройдет, а кредитная история останется.

Моя коллега в этом месяце получила зарплату, не намного превышающую минимальный размер оплаты труда. При этом у нее ежемесячный платеж в 9.000 и маленькая дочка. До сих пор она исправно все платила. Неужели так сложно дать отсрочку, тем более, что в течение пару месяцев все придет в норму? Из всех моих знакомых, кто пытался обратиться в банк за помощью, на встречу не пошли никому!

Вся так называемая «забота о людях» становится видна при сравнении процентов по кредитам и вкладам: 18% - 55% против 5,5-6%.

Никто не говорит, что банки должны заниматься благотворительностью, бизнес есть бизнес, но ведь речь идет о том, чтобы временно поддержать людей, вместо того, чтобы топить их, проявив хоть немного той заботы и клиентоориентированности, которую банки сами же демонстрируют в своих рекламных роликах.

Надеюсь, что жизнь вернется в прежнее русло, клиенты не забудут, какой кабалой и источником стресса обернулись кредиты в непростой момент, и будут критичнее относиться к необязательным займам, собственным порывам потратить чужие деньги на приглянувшуюся вещь, которая на смом деле не очень то и нужна, и манипуляциям менеджеров «Позвольте себе это прямо сейчас!». Может, тогда и банкам придется относиться к клиентам более ответственно…

Фото в статье: Sharon McCutcheon on Unsplash