Многочисленные иллюстраторы изображали экипаж "Антилопы-гну" по- разному. Чаще - в виде шаржей. Но канонические образы явились в фильме Михаила Швейцера "Золотой теленок". Они и послужили моделями для нескольких монументов, увековечивших великий роман и непревзойденную до сих пор экранизацию.
1931 год. Начало публикации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок". 1968 год. На экраны страны выходит одноименный фильм. Безусловно, это лучшая экранизация. И актерский состав тоже лучший: Сергей Юрский (Остап Бендер), Леондид Куравлев (Шура Балаганов), Зиновий Гердт (Михаил Самуэлевич Паниковский), Николай Боярский (Адам Козлевич).
Великий экипаж великой "Антилопы-гну", без которой роман потерял бы половину своего обаяния. Оригинальная конструкция, заря автомобилизма, колхозная сноповязалка... Бендер не жалел эпитетов. Хотя героический водитель этой колымаги утверждал, что это - "Лорен-Дитрих".
Однако с легкой руки Остапа она вошла в историю как "Антилопа". Уникальный случай: каждого члена экипажа увековечили в бронзе, причем, в разных городах и республиках бывшего СССР. В октябре 2012 года в Волгограде открыли памятник автомобилисту, в котором легко угадывается Козлевич.
В декабре того же года в Бобруйске - Балаганову. Еще раньше в Киеве установили изваяние гусекрада и человека без паспорта Паниковского. Монументы, посвященные великому комбинатору, поставили даже там, где он никогда не был. Некоторые имеют портретное сходство с Сергеем Юрским - лучшим Бендером всех времен и народов. И есть композиция, где все они собраны вместе.
Летят за "тарелочкой с голубой каемкой" на своей "Антилопе". Памятник установили 1 апреля 1999 года в Одессе на Лонжероновской улице, 2 (дворик Литературного музея). За рулем - Козлевич, рядом, привстав, смотрит вдаль командор, Балаганов что-то кричит Паниковскому, который никак не хочет расставаться с гусем. Ох, и вздорный же был старик - сын лейтенанта Шмидта, нарушитель конвенции и великий слепой…
Фото автора и из открытых источников