Почему общероссийскому бренду так тяжело на новгородской почве?
Ещё недавно новгородский завод «Дека» держал треть российского рынка напитков, а конкретно на квас «Никола» приходилось до 15% продажи самого традиционного и самого народного напитка в стране щей и пирогов. Теперь же, после процедуры банкротства, а она была открыта в прошлом году, новгородское предприятие настолько погрязло в долгах, что и сам бренд «Никола» может пойти с молотка.
Читая такие новости, обычный потребитель недоумевает. Как же так могло случиться, ведь производство напитков – самый простой вид бизнеса, и особенно в России, где и воды - достаток, и ягод по лесам и болотам… Да у нас любая хозяйка может приготовить в домашних условиях вкуснейший квас, морс, а повару в ресторане районного масштаба из оборудования потребуется разве что кастрюля да изящный кувшин. Видел подобное не раз в поездках по городам и весям. Повышенным спросом у туристов пользуются сбитень, медовуха, ягодные морсы, особенно клюквенный, и, разумеется, квас. Российское общество как-то не в восторге от явно переслащённого напитка, что разливается из фирменных бутылочек с красными этикетками по всей планете. Русские женщины считают его вредным и не дают даже детям: «Не пей – толстеньким станешь». Такой фактор также играет на руку новому бренду, где недвусмысленно угадывается вызов американцу – «Никола», он же и не-кола, не так ли? Так что же произошло с квасным патриотизмом, как допустили?! Государство – это же не только флаг и герб, но и трансконтинентальный экспресс, и подводные крылья по матушке-реке, а уж без национальной кухни и к бабке в ООН не подходи.
Приводимые в прессе цифры таковы: 2018 год «Никола» закончил, как пишут, с убытком в 393,1 млн. рублей, в результате чего в прошлом году и была введена процедура наблюдения за предприятием. Основные кредиторы – ВТБ, Юникредит-банк, Промсвязьбанк, а инициатором банкротства стал малоизвестный россиянам Сити Инвест Банк. Разбираться в том, что и кому принадлежит в современной России, – дело очень неблагодарное. Владельцы предприятий путают следы, и найти так называемого бенефициара, то есть истинного владельца, который именно и рулит, чрезвычайно трудно. В отношении «Деки» ниточки, вроде, тянутся к группе Mediapoint, которая зарегистрирована-де на Кипре. Удивляться не стоит, потому что в России даже коммунальщики легко регистрируют свои дела на острове малых налогов. На сайте новгородского завода читаем только информацию о безупречном качестве кваса, соблюдении вековых рецептов и телефонах отдела продаж. Как же далеко мы ушли от того милого капитализма, когда предприимчивый люд свою фамилию приколачивал на ворота предприятия! Например, «Кузнецовский фарфор» – вот это да, такой бизнес не разобьётся в одночасье!
Ныне же непонятно и кто виноват, и что делать. По мнению промблогера № 1 в нашей стране – Игоря ZAVODFOTO – с аудиторией более чем в 1,3 млн. читателей, всё зависит от ФИПСа. Это ещё одна чиновничья контора – Федеральный институт промышленной собственности. От неё зависит, кому будет передан бренд «Никола». Игорь очень боится, что такое хорошее название, что придумано на новгородской земле, уйдёт как раз в лапы его заокеанских конкурентов, а те с удовольствием запретят квас.
Последние новости о предприятии очень не радуют. Жалко рабочих, которым прямо у конвейера вручают трудовые книжки и советуют шагать на биржу труда. Но вот что касается самого кваса под маркой «Никола», то тут публика как-то равнодушна. Полки в супермаркетах явно пустовать не будут. Есть еще и очаковский квас, и лидский примерно того же сорта… Много их стало, индустриальных продуктов. Это когда современные автоматизированные линии по розливу соединяют водопроводную воду с порошками, придающими напиткам те или иные вкусовые качества.
Последний раз я обманулся с сидром. Приехал летним жарким днём гость из заокеанского Рио-де-Жанейро, а я ему: «Сидру хочешь? У нас теперь тоже делают!». Никола-квас, как я уже убедился к тому времени, не производит впечатления на иностранцев. Проехавший полсвета на велосипеде парень из богатой семьи пригубил якобы яблочного напитка, да и отставил кружку: «Извини, я такое не пью».
Вот и пойми их, людей мира глобализма. Через Кипр заводят к нам инвестиции да прибыльные технологии, заслышав, что русские квас любят, сидра не против попробовать, а сами-то и не пьют их. Им фермерский продукт подавай, сделанный на малом аграрном предприятии, из натуральных ингредиентов.
Так под такой продукт другая экономика нужна, другая налоговая база… Чтобы любая хозяйка, у которой квас хорошо получается, смогла излишки продавать. Женский подход нужен. У мужиков – что банковских бондарей, что налоговиков – квас, что говорить, частенько бродит до кризисного состояния, и потом читаешь в чатах: «Так квасу напились, что встать от стола не смогли». Качество и ещё раз качество, господа предприниматели! Банкротство в России – это не конец, это лишь новая страница книги бизнеса. Важно, чтобы она была с новыми картинками.