Полностью электронную книгу "Стыдобища и Гордости. Часть 1. Приключения сексуальной бабушки. Психологический роман" можно приобрести тут:
https://readrate.com/rus/books/stydobishcha-i-gordosti-chast-1
Стыдобище 23. Игра «Беспомощная личность».
Эпиграф: Анекдот. "Мужчина звонит Даше и ошибается номером:
-Алло, Даш? – Дам! А кто это?"
«Стыдно, что ничего не делается». Это тоже не мои слова. Они тоже «записаны» в моей голове и прокручиваются, как заезженная пластинка. «Ты еще до сих пор ничего не сделала? И тебе не стыдно?» Сколько раз они прозвучали там? Сто? Вряд ли. Скорее всего, тысячи тысяч раз.
То, что я играю в игру «Почему бы вам не... Да, но...», или «Беспомощная личность», которую описал Э. Берн, поняла я, когда вдруг как бы со стороны заметила, что я в трудном вопросе начинаю думать: «Тяжело. У меня не получится». Хорошо, если сразу за этой мыслью следует вопрос: «Надо узнать, как это делать». Если не следует, я откладываю решение вопроса, и хорошо ещё, если я сразу обращаюсь за помощью к «папе», т.е. к компетентному человеку или интернету. Иногда я решаю, что вопрос мне не по зубам и просто откладываю его решение в долгий ящик.
***
Беспомощная Личность (БЛ) в игре «Почему бы вам не... Да, но...» извращается. БЛ не откладывает вопрос в долгий ящик, а обращается к окружающим за помощью. Она спрашивает у знакомой: «Не знаю, выходить мне замуж за Сашу или нет? Он вроде бы неплохой мужчина, и зарабатывает хорошо. И детей моих вроде любит».
Подруга: «Конечно, выходи!» БЛ тут же: «Да, но он уже немолод, что будет с ним через десять лет?» - «Ну тогда не выходи, зачем тебе старик, ты ещё так молода!» - «Да, но одной так тяжело! Дети растут, садятся на шею, их уже не удержишь запретами». – «Ну тогда выходи, будет дома мужчина, он не даст им сесть тебе на шею». – «Да, но это же не его дети, он станет на них кричать, а мне будет тяжело на это смотреть, я не выдержу и выгоню его». – «Ну тогда приспосабливайся сама воспитывать детей, ты же как-то это делала до этого, сделаешь и после». – «Да, но...» И БЛ продолжает придумывать новые доводы до тех пор, пока советчица не психанет: «Что тебе не скажешь, все тебе не нравится! Зачем ты вообще меня об этом спросила!»
Круг замкнулся, «Беспомощная личность» удовлетворена, она поиграла и вышла победительницей. Она еще раз доказала себе, что как ни крути, везде клин, что любое ее решение будет неправильным, и несмотря на свой выигрыш в этой игре в виде гордости за себя она остается страдать от своей беспомощности дальше, таково ее решение.
***
Я редко играла в эту игру, но всё же играла. Особенно на группах это было заметно. Люди вокруг начинали честно советовать мне довольно интересные способы решения проблемы, которую я им обозначала, а я со страдальческим видом раз за разом все способы отклоняла, придумывала отмазки. Теперь я знаю врага в лицо и если с ним встречаюсь, опознаю его и перехожу на другую сторону улицы: пусть себе живет, но подальше от меня. Мой враг - Игра в БЛ. Это мое подсознание, моя привычка. Но теперь я не отождествляю себя с игрой. Игра – это Игра, а Я – это Я. Я перестала врага кормить и он сдувается.
***
Как только начинаешь осознавать, что в тебе самом явилось причиной игры или проблемы, твой враг по фамилии «страх» бледнеет. Его морда осунулась, голова поникла, ему страшно смотреть на человека думающего. А у того в момент «осознания причины» наступает инсайт, голова яснеет, глаза вспыхивают, появляется улыбка, лицо разглаживается, морщины уходят под прическу, уши приподнимаются, показывается довольный оскал. Все! Страха нет! За страхом исчезает плохое настроение, нормализуется давление, сердце радостно распахивается миру, в кровь выбрасывается алкоголь.
Тот, кто изучает самого себя и меняет, тот не пьет и не курит. Ему незачем: любимый организм выбрасывает эндорфины. Кстати, и некогда ему. У него то семинары, то кино, то умная книжка, то хобби.
***
М. Е. Литвак: «Я в свое время подметил, что у некомпетентных начальников больше протерт левый подлокотник на кресле...Неуверенный в себе начальник держится руками за кресло, а поскольку правой рукой он пишет, то левой держится за подлокотник. Компетентный начальник держит обе руки на столе».
***
Но в итоге, когда дело долго не двигается с мертвой точки, меня охватывает стыд: что мама (директор) скажет? Когда стыдно, я думаю: «Ну и фиг с ней, с работой. Чтобы не испытывать неприятное чувство стыда, пойду-ка я поиграю (фильм посмотрю, поем). В общем, отвлекусь от вопроса. Чтобы стыд перед «мамой» не испытывать». Мамой (Родителем) выступает любой человек, который мне эту задачу поставил. А в случае с изучением английского это я сама, а точнее мой «Взрослый» ставит мне задачу. Тогда я выступаю в роли неподчиняющегося «Дитяти», и моему «Взрослому» приходится заткнутся, потому что доводы разума «Дитя» слышать не хочет, а капризно топает ножкой: «Не хочу и не буду, надоело!»
***
«Трансактный анализ» Э. Берн
В каждом из нас находятся три человека, условно Э. Берн назвал их Родитель, Взрослый и Дитя. (см. Стыдобище-6 «Трансактный анализ»)
Родитель Дитю говорит: «Как, ты еще ничего не сделала?!» РД
Взрослый Взрослому: «Когда у тебя экзамены?» ВВ
Дитя Родителю: «Ну дай, ну пожааалуйста!» ДР
Эти три Личности, или три Состояния, есть условно в каждом человеке. Когда мы партнеру честно говорим «Как прекрасно ты выглядищь!» (ВВ), потому что тот только что вышел из парикмахерской или собрался на вечеринку, т.е. мы констатируем факт, партнер воспринимает это с той позиции, которая в этот момент у него в ответ проснулась. Не факт, что он ответит с той же позиции, к которой обращаемся мы. Он может ответить нам с позиции своего Родителя: «Перестань подлизываться! Что тебе от меня нужно?» (РД). Или с позиции Взрослого: «Спасибо, я так теперь буду выглядеть всегда!» (ВВ). Или с позиции Дитя: «Ты меня смущаешь...» (ДР).
Продолжение читайте в Стыдобище 36, 37
Инструменты воздействия на свое тело и мозг для выработки СЧАСТЬЯ:
1. Улыбка
2. Развитие. Души, тела, мозга
3. Написание автобиографии и ее анализ
4. Дисциплина
5. Любимая работа (или хобби, поглощающее целиком)
6. Медитация
7. Возвышенные эмоции: Вдохновение, Великолепие, Божественность, Исключительность, Любовь к Жизни, Радость Бытия, Свобода Самовыражения, Одаренность, Благодарность, Признательность, Чувство собственного всемогущества, Ощущение неограниченности.
Благодарю Вас за прочтение! В следующих статьях читайте продолжение книги. Приятного времяпрепровождения! Не оставляйте комментарии, не ставьте лайки, не показывайте, что вам нравятся мои статьи, не побуждайте меня их писать! Шутка. Пыталась применить принцип сперматозоида, описанный М. Е. Литваком: человек всегда стремится делать наперекор. Но не могу понять, почему мне не пишут. Вы лично мне, конечно, поможете, если оставите свой комментарий под статьей.