Найти тему

Привычные роли из детства.

Ребёнок в дисфункциональной семье берёт на себя исполнение определённой роли для того, чтобы разрядить напряженную атмосферу, выполнить обязанности одного из родителей и предотвратить усугубления семейных проблем.

Дисфункциональной можно назвать семью, в которой есть стабильные неразрешённые проблемы: алкоголизм, затянувшиеся конфликты, депрессия у кого-то в семье, эмоциональная неуравновешенность одного из родителей, финансовые проблемы, измены, насилие – это неполный список.

Я могу выделить 5 главных ролей ребёнка в дисфункциональной семье.

1. Герой семьи. Такой ребёнок быстро становится взрослым, но ценой своего детства. Он выполняет взрослые обязанности. Он ответственный, серьёзный, гордость семьи. У него всегда всё хорошо. Во взрослой жизни возникает высокий уровень психологического напряжения, трудоголизм или иные зависимости, отношения с безответственным партнёром, которого постоянно надо спасать.

2. Козёл отпущения. У такого ребёнка всегда есть проблемы, его есть за что поругать, взрослые могут скинуть на него часть напряжения предназначенного друг другу. Привычная роль приводит к тому, что во взрослой жизни человек становится хроническим неудачником. Он просто не умеет по-другому.

3. Шут. Ребёнок постоянно кривляется, дурачится, относится к себе и другим несерьёзно. Он умеет повеселить, разрядить обстановку, но настоящих своих чувств не знает. Взрослый человек с привычной ролью шута ощущает постоянное одиночество в отношениях. Он не может быть собой, ему трудно быть с другими.

-2

4. Незаметный ребёнок. Он сам записывается в кружки и секции, учит уроки, следит за собой. Ребёнок старается не создавать своим присутствием лишних проблем семье. Во взрослом возрасте становится трудно выстраивать отношения с людьми, трудно себя проявлять, раскрывать свои способности. Любое проявление внимания он считает любовью, от чего попадает в плохие отношения.

5. Миротворец. Такой ребёнок постоянно пытается облегчить эмоциональное состояние других членов семьи. Он выполняет работу психолога, но психологически к такой работе не готов. Когда ребёнок повзрослеет, он будет вовлекаться в отношения, где другим нужно постоянно помогать, так он чувствует свою важность и значимость. Ему сложно принимать заботу и внимание со стороны, поэтому отношения, в которых всё хорошо, где никто не страдает, становятся для него непривлекательными.

Роль – это набор поведенческих и эмоциональных привычек. Свою роль ребёнок берёт во взрослую жизнь. Есть привычные действия и привычные чувства - они создают стойкие проблемы взрослому человеку.

Для того, чтобы выйти из привычной роли необходимо:

1.Заметить её, принять без сопротивления, что она есть и назвать её;

2.Понять из-за каких событий в детстве эта роль у меня появилась;

3.Исследовать, как роль устроена и как я в неё попадаю.;

4.Научиться новому поведению в отношениях, отказавшись от наработанного годами поведения из своей роли.

Обращение к специалисту поможет пройти эти этапы быстрее и эффективнее.

Рекомендую вам также прочитать:

дети алкоголиков и их проблемы по жизни;

что такое психотерапия и как она работает.

Если вам понравилась статья, то ставьте👍 и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.

источник : моя группа Вконтакте