Найти тему
Вижу красоту

Чертовски обаятельные чертята Елизаветы Бём

Елизавета Бём. Водочный набор (модель 1897 года). 1890–1910-е. Дятьково. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля // Инв. №№ К-153, К-154/1-4, К-2215 (6 предметов)
Елизавета Бём. Водочный набор (модель 1897 года). 1890–1910-е. Дятьково. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля // Инв. №№ К-153, К-154/1-4, К-2215 (6 предметов)

Друзья, так как доступ к советскому фарфору администраторы Музея-усадьбы «Кусково» мне закрыли, компенсируя информационный вакуум, переключусь на доступное, не запрещённое, например, не менее любимое, русское стекло:

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10372101

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10372113

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10372135

В контексте своего интереса к победам русского искусства на Всемирных выставках, сегодня я хочу в деталях показать водочный набор Елизаветы Бём, с чертями в декоре. Накануне выставки в Чикаго в 1893 году Елизавета Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки в Орловскую губернию, где директором Дятьковского хрустального завода был её брат Александр. Первые представленные мировому сообществу образцы художественного стекла в русском стиле на выставке 1893 года получили Золотую медаль.

Предваряя иллюстративный ряд, хочу поделиться исторической справкой, составленной современниками. Этот источник доступен для чтения на сайте Российской государственной библиотеке, при входе по номеру читательского билета, можно и скачать pdf-версию книги:

https://search.rsl.ru/ru/record/01004446408

Сборник на помощь учащимся женщинам: составленный исключительно из произведений женщин-писательниц, снимков с картин и иллюстраций художниц: 37 портретов и 85 рисунков. – Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерёв и Ко, 1901. – 386 с. – С. 16.
-3

ЕЛИЗАВЕТА МЕРКУЛОВНА БЁМЪ.

Елизавета Меркуловна Бёмъ родилась 1843 г. въ Петербурге, но детство свое провела въ деревне своихъ родителей, ярославскихъ помещиковъ Эндоуровыхъ. Рисовала, не учась, съ техъ поръ, какъ себя помнить; переехавь на житье въ Петербургъ, 14-ти летъ поступила въ рисовальную школу общества поощрения художествъ, где и кончила курсъ съ серебряной медалью въ 1864-мъ году. Приватныхъ уроковъ рисованiя ни у кого не брала, но, будучи въ школе, всего более была подъ влiянiемъ Крамского, къ которому на судъ постоянно привозила и впоследствiи свои самостоятельныя произведенiя.

https://archive.org/details/worldscolumbiane00russ/page/n4/mode/2up

Наибольшей известностью, нетолько у насъ, но и заграницей, помимо иллюстраций—силуэтовъ, пользуются рисунки Е. М. Бёмъ для хрусталя. Мысль заняться изготовленiемъ образцовъ для него возникла у художницы передъ Чикагской выставкой т. к. желательно было въ женскомъ отделе, представить что-нибудь характерно-русское. Разъ начавши работать въ этомъ направлеши, г-жа Бёмъ невольно увлеклась этимъ. Хрустальныя вещи, исполненныя Мальцевскимъ заводомъ по ея рисункамъ, имели большой успехъ среди художниковъ и любителей какъ въ Петербурге на выставке Императорской академiи художествъ, такъ и на всемирной выставке въ Париже 1900 года, где особенно заинтересовали штофы и стаканы изъ зеленаго стекла съ изображенными на нихъ чортиками и русскими пословицами, а также солонки въ древне-русскомъ стиле, изъ которыхъ одна была поднесена съ хлебомъ-солью президенту республики. Изъ наградъ г-жа Бёмъ имеетъ 9 медалей: серебряную отъ общества поошренiя художествъ; большую поощрительную отъ академiи художествъ; серебряную изъ Брюсселя 1888 г.; четыре медали изъ Чикаго за стекло, веера, изданiя силуэтовъ и акварели; серебряную отъ выставки художественной промышленности и два похвальные листа отъ выставки печатнаго дела и съ выставки въ Нижнемъ-Новгороде.

Рассмотреть детали росписи питейного набора даёт право официально размещённый для скачивания каталог выставки коллекции стекла Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля http://vrubel.ru/keramika_i_steklo.html

прямая ссылка для скачивания: http://vrubel.ru/downloads/xd2.pdf

Выставкой и её каталогом мне как куратору хотелось рассказать о миссии художественного музея в сохранении и массовой пропаганде общечеловеческого культурного наследия, о страсти коллекционера к приобретению изысканных изделий из стекла, о влечении к этому материалу как начинающих, так и сложившихся творцов, о заводских тружениках, реализующих самые смелые задумки художника.

Знаменитый водочный набор «Здорово, стаканчики» 1897 года состоит из подноса, штоф с пробкой и 12 стопок. Елизавета Бём избрала зелёный цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой росписи, свойственные русскому народному стеклу XVIII столетия.

Текст на штофе и подносе одинаковый: «Здорово, стаканчики, каково поживаете, меня поджидаете? Пей, пей – увидишь чертей. Винушко! Ась, моё милушко! Лейся ко мне в горлышко! Хорошо, мой солнышко! Напились – подрались! Выспались, опохмелились и помирились! Первое – что я не пью; второе – что я не люблю; а третье – что я уже выпил».

Каждая стопка имеет свою поговорку: «первый стакан на веселье», «второй стакан на здоровье», «третий стакан на задор», «четвёртый стакан на разговор», «на радости выпить, с горя запить», «не спрашивай: пьёт ли, спрашивай: каково во хмелю», «чай, кофе не по нутру – была бы водка поутру», «через край хлебнул – голова трещит», «то не пьян, коли шапка на голове», «где выпивал, там и ночевал», «тот не лих, кто во хмелю тих», «обычай дорогой – надо выпить по другой».

Практически все стеклянные изделия Елизаветы Бём существуют в единичных экземплярах, но питейный набор для водки «Здорово, стаканчики» выпускался значительными тиражами, о чём свидетельствует прейскурант №XII Мальцовского завода.

Стопка. Надпись: «Не спрашивай: пьёт – ли? Спрашивай: каковъ во хмълю?»
Стопка. Надпись: «Не спрашивай: пьёт – ли? Спрашивай: каковъ во хмълю?»
Стопка. «На радости выпить. Съ горя запить!»
Стопка. «На радости выпить. Съ горя запить!»
Стопка. «Чай кофе не по нутру. Была бы водка поутру!»
Стопка. «Чай кофе не по нутру. Была бы водка поутру!»
Стопка. «Третий стакан на задоръ!».
Стопка. «Третий стакан на задоръ!».

Каталожные данные:

Водочный набор. 1890–1910-е

Модель – 1897, Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна (1843–1914)

Орловская губерния. Брянский уезд. Дятьковская хрустальная фабрика Акционерного общества Мальцовских заводов

Хрусталь хромовый, шлифование, роспись – высокая эмаль, золочение

Поступление: 1925, из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда (Дело № 665)

Инв. №№ К-153, К-154/1-4, К-2215 (6 предметов)

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Фотографии Марка Фрумгарца

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив