Найти тему

Чтобы каждый вошедший почувствовал дух монастыря

▪️ В Саратовской митрополии сегодня восемь монастырей. Все — молодые: ведь совсем недавно не было ни одного. Все — в процессе становления. И в то же время за каждым уже какой-то пройденный путь. Этой беседой с игуменом Никоном (Поляковым), настоятелем Никольского мужского монастыря, что на Дегтярной улице в Саратове, мы начинаем серию публикаций о сегодняшних монашеских обителях митрополии.

❓ Отец Никон, а как для Вас все начиналось здесь, в Саратове?

▫️ Я был пострижен и рукоположен в священный сан на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры и приехал в Саратов в 2003 году, вместе с Епископом Лонгином, только что назначенным на Саратовскую кафедру. И когда Владыка предложил мне просто съездить на это место и посмотреть — я съездил, посмотрел и почувствовал, что мне хочется что-то здесь сделать, как-то, может быть, себя испытать. Конечно, было непросто. И если нам удалось приступить к восстановлению, то только благодаря Владыке, благодаря тому, что он нашел жертвователей, нашел средства — нам оставалось только использовать предоставляемые возможности, делать то, что мы своими руками делать могли. Только усердие от нас требовалось: не ленись, пошевеливайся, а все необходимое предоставлено.

❓ Кто же здесь, главным образом, трудился в те дни?

▫️ Монастырь ведь уже шесть лет как существовал на момент нашего приезда: здесь жили отец Косма, отец Мануил, отец Иоанн. Иеромонахи творили свое послушание в храме, несли череду богослужений, совершали требы. А расчистка территории, вывоз хлама — это, в основном, трудники, главная наша рабочая сила. Они сменяли друг друга, среди них были и саратовцы, и приезжие, и те, кто сознательно пришел помогать монастырю, и те, кто попал к нам почти случайно… Хотя на самом деле случайно человек в монастырь не приходит. Если пришел, значит, это ему нужно.

❓ В каком состоянии находилось здание храма? Внешне оно вроде бы сохранило свои черты — кроме снятой маковки с крестом.

▫️ Внешне — да, но в состоянии оно находилось тяжелом. Пришлось заливать бетоном фундамент, менять все перекрытия, балки, от каждого окна трещина шла до крыши, проводку всю тоже нужно было менять. Конечно, работали профессиональные строительные бригады — также благодаря Владыке: монастырь был его постоянной заботой, и сегодняшнее состояние монастыря — главным образом, его заслуга.

-2

❓ Сколько сейчас насельников в монастыре? Как формировалась монашеская община?

▫️ Сейчас у нас двенадцать человек, все — в священническом или диаконском сане. По сегодняшним меркам, двенадцать — это не так мало. Но хотелось бы большего. Хотелось бы, чтоб люди хотя бы интересовались монастырской жизнью. Но то, что наша община пополнялась — также заслуга архиерея. Благодаря ему к нам пришли молодые люди, воспитанники семинарии — иеромонах Серафим (Баранов), иеромонах Вениамин (Кириллов). Иеродиакон Севастиан (Назаренко) до пострига был нашим прихожанином, помогал на клиросе.

❓ Монастырь в центре города, в оживленном месте, и храм — не только монастырский, но и приходской. Связаны ли с этим трудности, проблемы?

▫️ Я полагаю, что проблемы наши вовсе не в местонахождении. Проблемы, если возникают, то в головах, в сердцах. А если человек видит проблемы во внешних условиях, то он их где угодно найдет: и в Оптиной пустыни, и в Троице-Сергиевой Лавре. Люди нам не мешают — это тоже наши братья и сестры. У нас сложилась уже приходская община, не такая большая, но постоянная — человек тридцать: заметьте, эти прихожане могли бы пойти в другой храм, в обычный, не монастырский. Но они предпочитают монастырский устав, долгие монастырские богослужения (а мы не сокращаем почти ничего — Владыка просит нас службу не сокращать) и окормление у наших иеромонахов. Среди наших прихожан есть очень интеллигентные люди, преподаватели вузов, и они действительно знают толк в службе, любят богослужение. Могут и замечание нам сделать, если вдруг что-то не так.

❓ Я обратила внимание на то, что у вас на входе нет строгих объявлений, напоминающих, что тут монастырь, что внешний вид должен соответствовать, женщинам в брюках нельзя и т. д. Это ваша принципиальная позиция — чтобы не встречали человека на пороге такие предупреждения?

▫️ Да, позиция. Я считаю — неправильно, если знакомство человека с монастырем начинается со слова «нельзя». Не о том нужно в первую очередь думать, как человек одет, а о том, чтобы он почувствовал дух монастыря, чтобы этот дух его, как теперь говорят, зацепил. Не то главное, что человек сюда к нам извне приносит, а то, что он находит для себя здесь, у нас. Дать что-то человеку, пробудить в нем живой интерес к духовной жизни — гораздо нужнее, чем его «построить», навязать ему какие-то внешние нормы. Он поневоле их примет, может быть, но — чисто внешне: внутренне для него ничего не изменится.

▫️ С некоторыми приходящими людьми у нас возникают проблемы, конечно. Люди сейчас разобщены, каждый на своей волне. Бывает так, что человек чего-то не того начитался, разобраться в прочитанном не может, но уверен, что знает — или чувствует, это такой распространенный аргумент — истину. И потому считает, что имеет право как-то эпатажно себя вести, не так, как это принято. Странные движения делать перед иконами, например, пассы какие-то… Вот с этим мы боремся, но — как? Тактично, вежливо, чтоб не очень огорчить человека, но то, что необходимо, донести все-таки до него.

❓ Мы с Вами беседуем в классе воскресной школы, и хотя детей сейчас нет, видно, что жизнь у них здесь бурная и творческая. Кругом кисти-краски-рисунки, загадочные какие-то штуки… Много ли у вас воспитанников и кто с ними занимается? Удается ли главное — посеять в детских сердцах семена веры?

-3

▫️ Наша воскресная школа — это как раз поле совместных усилий братии и прихожан монастыря. Детей, постоянно ее посещающих, — больше сорока. Иеродиакон Севастиан (Назаренко) преподает церковнославянский язык, Мария Кудрявцева ведет дошкольную группу, Ирина Прокофьева преподает пение, Илья Пчелинцев — Закон Божий, Татьяна Дмитриевна Казарян учит детей мастерить всякие поделки. И казачий отряд у нас есть для мальчишек — им руководит Артур Шуликин. И все наши дети у нас на службе каждое воскресенье, все исповедуются и причащаются — это правило нашей воскресной школы.

❓ Кроме казачьего отряда, при монастыре ведь действуют и спортивные секции для подростков? Это не совсем обычное все же дело. Почему Вы приняли такое решение?

▫️ Да, ребята занимаются дзюдо, каратэ, с ними работают профессионально подготовленные тренеры. С какой целью мы это организовали? С целью постепенно привлекать подростков к церковной жизни. Мне кажется, здесь можно использовать разные средства, если только эти средства — добрые. Большинство ребят ходит на службы, исповедуется и причащается, но есть и те, кто пока не воцерковлен. Мы их не выпроваживаем — пусть ходят, занимаются, всему свое время.

-4

❓ Проблема, можно сказать, социальная: ваш монастырь, как и всякий другой, быстро оброс нищими. Создают ли они какие-то проблемы? Есть ли среди них люди, которые на самом деле нуждаются в помощи и которым вы стараетесь помочь?

▫️ Для просящих милостыню я установил границу, и за нее их не пускаю, хотя они и стремятся ее нарушить. Мы даем им продукты, мы помогаем им, когда это необходимо, но в основном это не те люди, которых какая-то крайняя нужда заставила просить милостыню. У большинства из них есть возможность заработать себе на жизнь, но они предпочитают жить по своему «уставу». И собирают вовсе не на хлеб, а на выпивку. Подавать им или не подавать — это, конечно, личный выбор каждого, кто проходит мимо них. Милостыня — дело совести, но совесть должна сочетаться со здравым смыслом — иначе мы будем лишь поощрять в этих людях страсть винопития.

▫️ Мы помогаем нуждающимся. Население сейчас обнищало, как ни убеждает нас в обратном телевидение. Много людей одиноких, социально неустроенных, таких, что им просто тарелка супа нужна и кусок хлеба. Такие есть и среди наших прихожан, и среди окрестных жителей. И мы их кормим, они знают, когда и куда нужно прийти, чтобы просто поесть.

▫️ Конечно, наши материальные возможности ограничены. Раньше мы раздавали много подарков детям на Рождество, и детей к нам привозили со всего города. А сейчас у нас нет такой возможности, сейчас просто время выживания.

❓ На какие же средства выживает монастырь?

▫️ Как и любой приходской храм — на средства, оставляемые здесь прихожанами. Есть у нас друзья-жертвователи, но доходы у них сейчас не растут, скорее, тенденция к снижению, так что помочь нам они могут только небольшой суммой в случае крайней необходимости.

❓ Чем заполнен день насельника обители — кроме участия в богослужениях? Какие послушания несет ваша братия?

-5

▫️ Я особо не мудрил — перенес сюда распорядок московского подворья Лавры. В шесть утра подъем, в 6.20 братский молебен, потом утренние молитвы, полунощница, акафист святителю Николаю. В восемь Литургия, молебен, панихида, после них завтрак, после него дела по послушаниям — ризница, уборка, хозяйственные работы на территории. В два обед, вечером опять служба.

❓ У вас ведь еще подворье есть в Слепцовке?

▫️ Да, там один отец Тихон (Чернов) у нас подвизается. Его задача — восстановить храм старинный, 1835 года постройки, и наладить приходскую жизнь. Отцу Тихону помогают наши прихожане — ездят туда, в Слепцовку, чтобы потрудиться и помолиться вместе. И местные жители, видя это, понимают: что-то реально происходит, реально делается. И у них тоже появляется к храму интерес.

❓ Мы сегодня только прочитать можем о монастырях, в которых подвизались тысячи монахов: те времена прошли. У вас вот — двенадцать человек. А не думается ли Вам, что завтра наши обители сами собой пресекутся, потому что просто не будет людей, способных сделать столь самоотверженный выбор?

▫️ Массового обращения к монашеству, тысяч насельников в монастырях, конечно, не будет. Спаситель предупреждал, что по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). А если любовь охладевает, то и монашество, конечно, идет на убыль. Но, как мне кажется, всегда будут те единицы, сердец которых коснулся Бог — и сердца загорелись желанием Ему угождать, служить, подвизаться ради Него. И монашество не пресечется.

🗞️ «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии», № 2 (63), 2020 г.

✒️ Игумен Никон (Поляков), Беседовала Марина Бирюкова