Найти тему
Случилось так

Творить или делать? Как создаются стихи?

Вдохновение или труд?
Вдохновение или труд?

В студенчестве я занималась в литературной студии с интригующим и абсолютно нескромным названием "Союз писателей "Нечто". Это было уникальное творческое пространство! Мы приходили туда, что называется, "на других посмотреть и себя показать" - презентовали свои "новорожденные" творения, обсуждали сочинения друг друга, знакомились с произведениями мировой классики... И всё это под вкусный чаёк с плюшками, и всегда - в тёплой, доброжелательной, неизменно дружеской атмосфере. И частенько к нам "на огонёк" забегали ребята, ни стихов, ни прозы не писавшие - посидеть в уголке с чашечкой чая, послушать наши обсуждения, просто вдохнуть этого пропитанного теплом и творчеством воздуха.

Участники нашего "Союза писателей" выпускали собственные сборники, публиковались в различных местных изданиях, участвовали (и весьма успешно) во всевозможных литературных фестивалях - от внутренних до международных. И даже сами организовывали подобные мероприятия для школьников. Вобщем, очень вдохновляющее и творческое было время...

Сборники "нечтовцев" (фото автора)
Сборники "нечтовцев" (фото автора)

Единственное, что омрачало эту волшебную атмосферу (лично для меня, во всяком случае) - это неотъемлемая часть каждой "нечтовской" встречи под названием "работа над своими произведениями". Для многих участников это было сложно по совершенно разным причинам. Расскажу о своих.

Мои "поэтические дети" всегда появлялись на свет исключительно по собственной инициативе, сразу целиком и практически без моего участия - как будто кто-то невидимый нашёптывал на ухо сложившиеся строчки. От меня требовалось только одно: иметь под рукой бумагу и что-то пишущее, чтобы их зафиксировать. Даже вошло в привычку класть этот набор рядом с кроватью перед сном, чтобы не метаться в поисках среди ночи, если вдруг во сне вдохновение нахлынет.

И относилась я всегда к своим творениям именно как к детям. Ну вот как над ними работать? Представьте только: родился ребёночек, живой, дышит. Но почему-то ножки кривенькие, глазки косенькие, весь сморщенный и цвет кожи какой-то не такой. А давайте всё это подправим! Это выровняем, это заменим, это разгладим, это перекрасим... И - вуаля! - идеальный малыш! Только вот не дышит совсем...

"Поэтические дети" мои терпели только один вид работы над собой - если необходимо было подправить какое-то слово или строчку, идущую вразрез с правилами русского языка. Если же я пыталась сделать что-то большее - результат неизменно оказывался гораздо хуже изначального варианта: без души, без жизни, без вдохновения.

В общем, у меня было как в стихотворении Андрея Вознесенского:

Андрей Вознесенский
Андрей Вознесенский

Мне чаще всего возражали, цитируя статью Владимира Маяковского "Как делать стихи":

"Стихи - дело, требующее большого труда..."

и приводили в пример его знаменитую "единственную ногу".

Я с огромным уважением отношусь к Владимиру Маяковскому и его творчеству. Эту статью в своё время прочитала много раз, а наиболее значимые места выучила практически наизусть. И даже пыталась следовать некоторым его советам. Но... В конце концов поняла: я так не смогу.

Владимир Маяковский "Как делать стихи"
Владимир Маяковский "Как делать стихи"

Я долго не понимала, как вообще можно работать над своими стихами, чтобы они от этого становились лучше, но не теряли изначальной искры. Осознание пришло во время круглого стола на одном литературном фестивале, в котором я участвовала. Один из членов жюри (поэт, член Союза писателей) сказал примерно так: "Вам, молодым совеременным поэтам сильно не повезло. Все известные в классической поэзии рифмы за эти годы так часто использовались, что стали банальными до невозможности. И вам теперь, чтобы быть на уровне, придётся себя наизнанку вывернуть и новые изобрести. Поступайте в литературные институты, вас там научат. Правда, до конца не все дойдут..." Я сначала внутренне возмутилась, а потом прочитала его стихи - вдохновенные, трогающие душу - и поняла.

Видимо, недаром так устроено: поэтов - много, хороших поэтов - намного меньше. А вот хороших поэтов, которые могут писать вдохновенные стихи на любую тему (а не только потому, что навеяло что-то) - единицы. Но, наверное, больше их и не нужно. Не могут все быть гениями.

Я не умею "делать стихи" - они со мной просто случаются. Но если стихи ко мне приходят - значит, так нужно. А если они кого-то трогают за душу - я счастлива.

А что вы думаете по этому поводу?
Пишите в комментариях)

Стихи не пишутся - случаются...
Стихи не пишутся - случаются...

А ещё можно выразить симпатию с помощью лайка и подписки.

Спасибо)

Иллюстрации взяты из свободного доступа и обработаны мной.