Найти тему
Я из Петербурга

История Петербурга: как появились колокола в Николо-Богоявленском Морском соборе

Привет, друзья!

Сам Николо-Богоявленский собор строили 9 лет, а вот колокольню возвели за 2 года. Она располагалась отдельно, с западной стороны собора.

Сегодня колокольня стоит на берегу Крюкова канала, но во время строительства его там еще не было.

Дело в том, что Крюков канал - рукотворный. Это был удобный транспортный путь из Невы прямо в город. Первую его часть, от Невы до Мойки, прорыли еще в петровские времена, в 1720 году.
Предполагалось, что канал продлится и дальше, но случилось это очень нескоро, только в 80-х годах XVIII века. Колокольню же построили к 1758 году, расположив на будущем берегу будущего продолжения канала.
-2

Савва Иванович Чевакинский, главный архитектор Адмиралтейств-коллегии, который занимался постройкой и собора, и колокольни, для заказа комплекта из 13 медных колоколов специально ездил в Москву, к главному колокольному мастеру того времени, Семену Гавриловичу Мозжухину.

Вообще Чевакинский любил лично договариваться с исполнителями. Например, для заказа металлический конструкций куполов собора архитектор ездил в Тулу, к известному промышленнику Прокофию Демидову.
Николо-Богоявленский Морской собор
Николо-Богоявленский Морской собор

Тем временем в Царском селе заканчивалось строительство Знаменской церкви. Императрица Елизавета Петровна поручила придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли спроектировать и построить колокольню в виде триумфальной арки.

Не хватало только колоколов, и Елизавета решила забрать уже готовые, из строящегося Никольского собора. Был издан указ о том, что колокола нужно забрать в Царское село, а для Никольской церкви отлить новые, за счет Сената.

Кто же посмеет ослушаться? Колокола довольно быстро перевезли в Царское и поместили на склад. Пролежав там какое-то время, колокола вернулись в Петербург - императрица передумала строить колокольню.

Но Мозжухин-то уже отлил второй комплект! На санях по зимней дороге заказ повезли в столицу. Однако ямщики не привыкли возить такие грузы. На спуске с горы сани занесло, они перевернулись, и у самого большого колокола откололся край.

Рисковать не стали - вернулись в Москву. После окончания ледохода водным путем все колокола доставили-таки в Петербург. Из двух комплектов отобрали лучшие, а остальные использовали для часов-курантов.

Вот такая история...

Еще о соборе: История Петербурга: Николо-Богоявленский Морской собор - как он выглядит

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Еще больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»
Теперь еще во ВКонтакте - здесь мы ходим на экскурсии по Петербургу, присоединяйтесь!