1980 - The Nolans (Анна, Дениз, Морин, Линда и Бернадетта Нолан)
Ленинградская газета «Смена» в 1980 году поместила анонс: «С 8 по 15 октября в СКК пройдут гастроли квинтета «Ноланс» (Великобритания).- группы с необычным составом и любопытной творческой судьбой».
Нолан – это фамилия всех пяти участниц группы: сестер Анны, Дениз, Морин, Линды и Бернадетты. Удивительное совпадение: 5 сестер – и все талантливы! Более того, их родители тоже были поп-звездами…
Популярность сестры получили после участия в фильме 1974 года о певце Клиффе Ричарде, а в 1975 они сопровождали в турне по Британии Фрэнка Синатру. С тех пор они выступали по всему миру; в СССР они приехали, находясь на пике своих творческих удач и записали с десяток хитов, попавших в международные чарты. Через год после приезда в Союз они стали первой европейской группой, которая выиграла Токийский музыкальный фестиваль с песней "Sexy Music", а в 1992 году они выиграют «японский Грэмми» (Tokubetsu Kikaku Shō).
В 1983 году Линда покинула группу, чтобы продолжить сольную карьеру. В то время ее прозвали "озорной Нолан" из-за раскованных рекламных фотографий. В результате четверка Берни, Энн, Морин и Колин оставалась в чартах до 1994 года.
В дальнейшем финансовые разногласия привели к расколу группы, сестры стали записываться по отдельности. Примирила их только смерть Берни от рака в 2013 году.
1975 - The Dooley Family, или The Dooleys (Мари, Энн и Кэти Дули) (+ братья Джим, Джон и Фрэнк)
Несмотря на усилия музыкантов и их продюсеров по продвижению их музыки в Англии, они не достигли особого успеха до тех пор, пока в 1975 году английский продюсер Стенли Лауден (бывший польский певец Станислав Ландау, известный нам как первый исполнитель песни «Синий платочек») не привез в СССР сестренок Дули в составе семейной группы The Dooley Family).
Во время тура они записали концертный альбом в зале "Россия" в Москве (The Dooley Family in Moscow, Live Concert at Rossia Hall, 29 октября 1975 года, на котором они не спели ни одного «своего» хита, зато там присутствовал – с подачи С.Лаудена - «Синий платочек»). Альбом был продан тиражом в два миллиона экземпляров, и только через два года после этого у них, наконец, появился хит в чартах на родине - "Think i'm Gonna Fall in Love With You".
Вернувшись домой в 1975 году, Dooleys (как они теперь стали себя называть) записывали программы на телевидении Би-би-си и выступали в клубах, выигрывая награды, такие как "Лучшая группа" 1976 года (Club Mirror National Club Acts Awards).
Их успех достиг своего пика в 1979 году, на следующий год их " Wanted " стала хитом в Японии, где он был № 1 в течение десяти недель и привел к их выступлению на Токийском музыкальном фестивале в 1980 году. Они получили " Gold Award " (второе место) с песней " Body Language ".
В дальнейшем группа – по семейным причинам – то распадалась, то собиралась в новом составе. В 2012 году Хелен выступила в составе группы Shiraz в Южной Африке.
Смотрим редкое видео сестер Дули из 80-х годов.
1959 - The Barry Sisters (Клэр и Мэрна Бейгельман)
На «пластинки на костях» в 1950-х годах записывали, в основном, рок-н-роллы Элвиса Пресли и Билла Хейли. Однако на моей памяти – ещё два имени музыкантов, удостоившихся подобному увековечиванию, благодаря их бешеной популярности в Союзе: это Робертино Лорети и Сестры Берри. И если диски Робертино вскоре появились в официальной продаже, то пластинку Сестер Берри на «Мелодии» пришлось ждать аж 30 лет!
В 1959 году по случаю открытия американской выставки в 1959 году в Москве в Зеленом театре парка имени Горького состоялся большой концерт. Вместе с участниками программы Ed Sullivan Caravan of Stars выступили и "Сестры Берри", но при этом им было запрещено исполнять песни из их еврейского репертуара.
Похожий запрет (на исполнение песен на идиш) был наложен и во время их первых гастролей в Израиле. Причины, однако, разные: если в Советском Союзе само слово «еврейский» вызывало совершенно ненужный властям ажиотаж, то в Израиле язык идиш не поощрялся местной религиозной элитой, имеющей огромное влияние на политическую жизнь страны.
Однако, выполнив требование властей во время выступления в шоу Эдда Салливана, где они спели всего три песни – «Осенние листья» Косма, попурри из кантри-песен и, конечно, «Очи черные» - они дали отдельный концерт в Москве, где развернулись вовсю!
Вот что пишет об их выступлении Сай Фрумкин (Лос-Анжелес): «Со сцены неслась веселая, лихая, радостная еврейская музыка, под которую ноги сами просятся в пляс. Сестры Берри своим искусством подарили советским евреям несколько часов счастья и свободы, а такое не забывается.»
1967 (?) - The Peanuts (Эми и Юми Ито)
И наконец – обещанный детектив. Расследование касается приезда (или неприезда?) в СССР популярного дуэта сестер-близняшек из Японии «Арахис» (или, как их умудрились назвать у нас – «Дза Пинац» - понятно, что это произношение английского The Peanuts на японском, написанное русскими буквами).
В СССР их полюбили заочно – когда на пластинке «Мелодии» вышел их твист 1963 года «Каникулы любви» ("Koi no Bakansu"), песню тут же подхватили наши эстрадные звезды, и в переводе на русский язык («У моря, у синего моря») она зазвучала практически на всех концертных площадках и в ресторанах Советского Союза.
Казалось бы, после такой популярности релиза на огромной территории соседней страны само собой разумеются поддерживающие успех концертные выступления. Ан нет – сестер заметила концертирующая в то время в Японии европейская суперзвезда Катерина Валенте, и предложила им гастроли и запись пластинок в Европе. От такого предложения не отказываются: после выступления на открытии Олимпийских игр в Токио сестры уехали в Европу - и понеслось: записи в немецких студиях, концерты в Германии, Австрии, Швейцарии, выступление в парижской «Олимпии», записи на ТВ…
Но вот в японской прессе появляется заметка, где есть такие слова о них:
Поездки [The Peanuts] за границу были почти прерваны, включая визит в Советский Союз в апреле 67 года и повторное выступление на «Катерина-Валенте-Шоу» в июне. Дуэт «Арахис», который носился по Западу в течение пяти лет с 1963 по 67 год, начинал немного уставать.
Какой визит? Об этом никто не знает. Появление звезд такой величины, которых знает весь Союз, должно было появиться на первых полосах газет. Ан нет – никакой рекламы, никаких афиш или анонсов. Ни слова по ТВ.
Зато сведения из «альтернативных источников» продолжали поступать. Литератор А. Ройко в своих воспоминаниях о 60-х годах в Киеве подробно описывает ажиотаж на концертах "японских близняшек" в киевском Дворце спорта.
Упоминание о концертах «Арахиса» мы находим и в справке из архива Госконцерта СССР. Но, хоть это и официальный документ, сведения об этом, так сказать, не очень конкретные:
Номер единицы хранения : 661 Заголовок :Документы о гастролях дуэта сестер Эми и Юми Ито "Пинатс" в СССР в 1967 г. (творческая биография, сведения, переписка) Крайние даты : 22 октября 1965 - 01 декабря 1966 Количество листов : 46 Персоны Эми Ито Юми Ито
Так о каких документах идет речь? О состоявшихся гастролях – или о намерениях? Из справки этого не понять.
Тем временем косвенные подтверждения визита продолжали поступать. То их видели в Вильнюсе во время выступления в парке Вингис, то около узнаваемой крепости в Ташкенте… Где-то фигурируют даже фотографии – в ленинградском Доме малютки у кроватки малышек-близнецов, у Медного всадника, на набережной Невы. Может, они все же посетили нашу страну - но как туристы?
В наши дни выходит подробная статья о сестрах Пинатс в немецкой Википедии, где подробно описана их карьера. Вышли и у нас их биографические материалы. О гастролях в СССР опять ни слова.
Трудно представить, что настолько популярные в СССР артистки, выступая в Союзе, каким-то образом не попали в Москву. Не сфотографировались на фоне Кремля, как это делали поголовно все звезды эстрады, приезжавшие к нам, - ведь в 1960-х концерты в России были эксклюзивом и отличным поводом для рекламы. Наконец, фирма «Мелодия», которая молниеносно отреагировала на приезд неизвестных английских Dooleys, априори не смогла бы пройти мимо такого события, как концерты японских близняшек и издать их запись миллионным тиражом. Но всё закончилось несколькими песнями на разных сборниках, выпущенными, скорее всего, без ведома самих артисток.
…У нас получился детектив с «открытым финалом». Может быть, прочтя этот пост, кто-то найдет неопровержимые доказательства – или опровергнет здесь сказанное?
Меломаны, ау!
Концерты поющих «Сестрёнок» в Союзе
Короли рок-н-ролла: Концерты в России
Хази Остервальд и Александра
1970-е годы
Первые гастролеры в новой стране "СССР" до введения цензуры - Начало: 1926 год