Каталония считает себя отдельным образованием, всячески открещиваясь от остальной Испании. Соответственно и железные дороги у них свои собственные. И есть даже собственный железнодорожный музей, которому в этом году стукнет аж 30 лет. Это прекрасно, чем больше музеев тем лучше! Главный, основной железнодорожный музей Испании находится в столице (ТУТ можно про него почитать), еще один, как я знаю есть в Стране Басков. И это не удивительно. Развитие железных дорог связано с развитием промышленного производства и добычи полезных ископаемых. Так в Стране Басков добывается железная руда и этот регион один из основных металлургических регионов страны, а Каталония в начале прошлого века становится крупнейшим в стране промышленным центром. Все это требовало хорошей транспортной доступности, для перемещение товаров и людей между городами, в то время основным средством перемещения грузов являлась железная дорога. Железнодорожные музеи всегда меня привлекали. Особенно меня всегда впечатляли паровозы, от первых и довольно простых, до огромных и совершенных последних паровозов. Их эпоха ушла, но эти стальные гиганты до сих пор производят неизгладимое впечатление, теперь в музеях.
1. Музей железных дорог Каталонии находится в городе Виланова-и-ла-Желтру. Сюда можно добраться на электричке из Барселоне за каких-то 40 минут.
2. Здание вокзала, на который нас привезла электричка из Барселоны на заднем фоне за забором, оно в двух шагах от музея, который расположился в живописном депо. Вернее когда-то это было депо, а потом его переоборудовали в музей и это прекрасно. Прекрасно, что оставляют такие вот островки истории, для всех интересующихся. Перед входом в здание музея из стены выезжает дизельный поезд Renfe 2005T (352 серия), поезд предназначенный для работы с составами Тальго. В 1966 году такой тепловоз разогнал состав Тальго III до скорости в 200км/ч.
3. Как только вы заходите в здание, вас встречает железный мужик с фонарем, наверное обходчик. Покупаем билеты и идем дальше. Вообще тут никто билеты не проверяет, нет никаких турникетов, две девушки сидят за стойкой, к нам надо подойти и купить билет, все очень камерно по-домашнему.
4. Еще здесь есть прекрасные вывески с названием станций. Вот же раньше делали какую красоту, это вам не простецкие лайтбоксы, каждая вывеска - произведение искусства. Не мудрено, что после того, как они отслужили свое и им на смену пришли другие, более практичные вывески, эти отправили в музей.
5. Еще один мужик в будке, на этот раз не металлический, а вырезанный из картона. Не знаю кто это, но выглядит очень важным. Может быть он продавал билеты когда-то?
6. Тактильная схема музея с надписями сделанными шрифтом Брайля. На самом деле схема поможет на только людям с плохим зрением, тут весь музей как на ладони. Он небольшой, состоит из нескольких зданий и экспозиции на улице.
7. А это, я так понял, старый пульт управления поста централизации на главном барселонском вокзале того времени - Французском.
8. Чистая механика. Какая красота, Все эти латунные рукоятки. Кстати эта вся эстетика механики того времени, внимание к деталям и дизайну промышленных агрегатов и породила в свое время такое явление, как стимпанк. Современным людям надоели безликие автомобили, поезда, бытовые и промышленные установки, они вполне ясно ощутили, что начало прошлого века было золотым веком транспорта, промышленности. Все эти железные "игрушки" того времени делались с большой любовью, он тих так и веет теплой "ламповостью".
9. Здесь же архивные фото на плакате, очень интересно. Вся эта красота на фото была демонтирована в период подготовки к олимпиаде 1992 года, тогда город довольно серьезно взялся за инфраструктуру, а железнодорожные пути в центре города, которые его не красили, были убраны под землю.
10. Во дворе стоит маленький паровозик, почти игрушечный, но вполне себе настоящий. Построен в 1885 году и использовался, как маневровый паровоз.
11. Рядом водонапорные башни. Даже такие утилитарные вещи сделаны красиво. Посмотрите какие симпатичные косынки в местах соединения круглых колонн с нижним поясом из двутавра, а вверху раскосы сделаны в виде симпатичных арочек. Я смотрю с грустью на то, как делают металлоконструкции у нас на железнодорожном транспорте. Никакой не то чтобы красотой, даже аккуратностью и не пахнет, причем даже в тех случаях, когда металлоконструкции находятся в интерьере. Деградация налицо.
12. Здания бывшего депо в неплохом состоянии. Даже в таком техническом казалось бы здании есть своя определенная красота. Поглядите-ка на эти окна, минимальный декор, но все смотрится очень круто, вместо железных отливов на окнах, красивая зеленая плитка. У нас довольно часто можно увидеть краснокирпичную промархитектуру, тут тоже мы видим красный кирпич, но его оставили только на элементах декора, основные плоскости стен все же оштукатурены и покрашены в светлый цвет, так как здесь бывает довольно жарко и важно отразить от стен максимум солнечного тепла.
13. И даже детская площадка, совсем небольшая, и та стилизована под паровозик.
14. Внутри кирпичной башни с баком наверху экспозиция с историей в том числе и станции Виланова. Слева фотография со строительства веерного депо.
15. Вот еще фото веерного депо с поворотным кругом.
16. А эти документы времен начала работы железной дороги от Виланова до Барселоны, которую запустили в 1881 году. Большую роль в ее создании сыграл Франциско Гумо и Ферран, вот его фотография на странце справа.
17. В середине, на центральной площади находится поворотный круг, его мы посмотрим позднее. Здесь надо сказать как появилась идея музея. С уходом со сцены паровозов, это паровозное депо утратило свою актуальность, в 1967 году здесь закрылась ремонтная мастерская и депо использовалось исключительно для хранения тех паровозов, что все еще оставались на ходу. К 1981 году, году 100-летия со дня открытия линии, все здесь было заброшено. Было принято решение открыть на базе депо музей. Власти города приняли на себя обязательство восстановить все постройки, а компания Renfe (местный аналог РЖД) взялась восстановить подвижной состав и подогнать экспонатов для нового музея. В итоге работы были завершены в 1990 году, тогда музей и распахнул свои двери для посетителей. А сейчас зайдем вот в то здание и посмотрим еще одну небольшую экспозицию.