CRESSIDA
“Asylum”
(© 1971, Vertigo Records / © 2010 Repertoire Records (UK) Ltd., REPUK 1127)
“Asylum” (англ.) – приют, убежище, пристанище, лечебница, психиатрическая больница. Название этой пластинки принято интерпретировать именно как «Лечебница», но и тут смысл можно трактовать двояко, - обычный смысл состоит в том, что тут держат тех, кто страдает психическими расстройствами, но можно также и взглянуть под другим углом, - это место для людей творческих и артистичных.
Это слово также подходит и для Vertigo Records, - этот лейбл во времена расцвета рок-ренессанса начала 70-х годов XX века стал настоящим приютом и убежищем для многих талантливых музыкантов и композиторов.
CRESSIDA были как раз одной из таких групп прогрессивного или арт-рока, которые стали известны именно благодаря связи со знаменитым "спиральным лейблом", запущенным компанией Phonogram, чтобы поддержать и продвигать артистов, увлеченных музыкальными экспериментами. Это все еще была эпоха "андеграунда", свободного движения, которое началось в конце шестидесятых и привело к расцвету всех видов искусства и музыки.
Такие группы, как THE BEATLES, THE DOORS и THE MOODY BLUES, показали, как можно усовершенствовать формат обычной рок-группы с гитарами и барабанами при помощи клавишных и оркестровки. Расширение диапазона инструментов и повышенные требования к музыкальному мастерству и материалу были важнейшими составляющими эры "прогрессивного рока".
Многие успешные группы того времени, такие как GENESIS, YES, ELP активно использовали клавишные инструменты в своем звучании. Эти британские лидеры гастролировали по всему миру и продавали свои альбомы огромными тиражами. За ними шел еще один эшелон менее известных групп, чьи записи привлекали гораздо меньше внимания, но тем не менее, они создавали прекрасную музыку.
Среди них были и CRESSIDA, чье творческое наследие спустя несколько десятилетий стало цениться гораздо выше благодаря интересу к давно забытым альбомам, которые теперь уже заслуженно считаются классикой. Безусловно, "Asylum" заслуживает внимания поклонников той эпохи, когда группы могли позволить себе инструментальные и пространные соло партии всех музыкантов, причудливые тексты и использовать целые оркестры.
"Asylum" был вторым и последним альбомом группы, выпущенным в 1971 году, после некоторых изменений с момента своего основания. Оригинальный состав был сформирован в 1969 году и включал Ангуса Каллена (Angus Cullen) (вокал, гитара), Джона Хейворта (John Heyworth) (гитара), Питера Дженнингса (Peter Jennings) (клавесин, орган и фортепиано), Кевина Маккарти (Kevin McCarthy) (бас) и Иэна Кларка (Ian Clark) (ударные).
Питер Дженнингс был превосходным пианистом и органистом, а также играл на Меллотроне, инструменте, который использовал уникальную систему закольцованных магнитофонных пленок с записью классических музыкальных инструментов. Таким образом можно было имитировать звучание целого симфонического оркестра. Мастерами использования меллотрона были тогда, например, Майк Пиндер (Mike Pinder) из MOODY BLUES и Тони Бэнкс (Tony Banks) из GENESIS.
Ангус Каллен был талантливым автором и замечательным вокалистом, чей стиль, по мнению критиков, находился под влиянием Пола Маккартни, Джастина Хейворда и Джима Моррисона. И все остальные музыканты группы были превосходными музыкантами.
Патрик Кэмпбелл-Лайонс (Patrick Campbell-Lyons), человек, создавший в 1967 году группу NIRVANA активно поощрял новичков. В начале семидесятых годов он «подрабатывал» в качестве агента по репертуару для Vertigo и помог группе подписать контракт с новым лейблом. Не менее важную помощь оказал и продюсер BEE GEES Осси Бирн (Ossie Byrne), который стал менеджером группы.
Оригинальный гитарист Джон Хейворт покинул группу к тому времени, когда они начали работать над "Asylum" и был заменен гитаристом Джоном Калли (John Culley). Кроме того, в записи пластинки также участвовали приглашенные музыканты, - Пол Мартин Лейтон (Paul Martin Layton, из NEW SEEKERS) сыграл на акустической гитаре, а известный джазовый музыкант Гарольд Макнейр (Harold McNair) записал прекрасную партию флейты (вскоре после записи этого альбома, в марте 1971 года он умер в возрасте 54 лет).
Самым большим отличием от первого альбома стало добавление струнных и духовых инструментов под управлением Грэйма Холла (Graeme Hall). “Оркестр CRESSIDA" заметно расширил своё звучание и прибавил в богатстве аранжировок, хотя остались и фирменные инструментальные импровизации, включая несколько великолепных органных соло на Хаммонде Питера Дженнингса. Именно Дженнингс стал автором главной композиции альбома, девятиминутного эпика, ‘Munich’.
Орган и фортепиано Питера являются музыкальной основой на протяжении всего альбома. Именно его клавишные в первом, заглавном треке, перемежающиеся быстрыми и яростными ансамблевыми пассажами, которые могли бы соперничать с ELP.
Один из наиболее интригующих номеров, третий трек, ‘Goodbye Post Office Tower Goodbye’, спетый Ангусом Калленом. В тексте есть такая строчка "GPO создаст бомбу, чтобы взорвать их всех к чертовой матери". Дело в том, что в 1965 году в Лондоне была открыта ТВ-вышка, или «Почтовая башня», здание высотой 574 фута. Среди его особенностей был вращающийся ресторан "Top Of The Tower". Однако ресторан пришлось закрыть после взрыва бомбы в 1971 году, ответственность за который взяла на себя ирландская освободительная армия (IRA).
‘Survivor’ - это еще одна оркестровая баллада, которая превращается в энергичный инструментальный номер с изящной барабанной дробью Иэна Кларка. Работа клавишных здесь достойна Кита Эмерсона в его самых сложных вещах. Пятый трек ‘Reprieved’ с парящим вокалом Ангуса над джазовыми фортепианными пассажами Питера. ‘Lisa’, - размеренная трагичная пьеса с сильным вокалом и сменами темпа, в то время как ‘Summer Weekend Of A Lifetime’ отличается прекрасными поэтическими образами Ангуса. Финальный номер ‘Let Them Come When They Will’ отличают великолепные оркестровые аранжировки и хоровые вокальные гармонии.
"Asylum" не имел больших продаж, несмотря на поддержку знаменитого радио ди-джея Джона Пила (John Peel). Возможно, чувствуя разочарование и неспособность конкурировать с громкими именами прог-рока, группа распалась вскоре, еще до выхода этого альбома. Впоследствии Иэн Кларк вошел в состав URIAH HEEP, а Джон Калли стал членом BLACK WIDOW.
"Asylum" отражает все лучшие аспекты начала семидесятых годов; время больших устремлений и торжества творчества. И что мы тут можем найти? Радость и удовольствие! Радость творчества! Удовольствие созидания! Ради самой Музыки! И все, что вам нужно сделать, это ...слушать, чтобы просто получить удовольствие от этой музыки.
Chris Welch, London, England, 2010
Перевод Александр Ковтун
(© Prog Island, СПб, апрель 2020)