"Брно", конечно, начинается не с "Й", но тоже звучит ничего себе так. Как какая-то неведомая лошадиная команда, или как звук внезапной остановки.
Моравская столица - это конечно не Прага, но тоже есть что посмотреть.
Второй город Чехии встретил меня великолепной четырёхпутной привокзальной трамвайной остановкой, где без каких-либо громоздких брендированных приспособлений, конкорсов и неуместных зданий обслуживаются трамваи 7 из 13 городских маршрутов (длинный сочленённый вагон не реже раза в минуту).
Вся эта красота расположена в центре оживлённой улицы, соединяется с вокзалом на одной стороне, старым городом на другой, автобусными и троллейбусными остановками на третьем с помощью старого и разветвлённого подземного перехода, очень социалистического по духу.
Брненский старый город довольно велик и окружён некоторым подобием бульварного кольца, которое, как правило, возникало на месте внесённых и/или разрушенных городских укреплений.
В Брно это бульварное кольцо, впрочем, не замкнуто и частично застроено: те промежутки, когда-то занятые городскими стенами, в итоге в XVIII и XIX веках были застроены городскими домами.
Впрочем, и внутри бывших городских стен значительная часть застройки - Нового времени, а не средневековая.
В те октябрьские дни в Моравии проходил некий фестиваль местной кухни (или, вернее, местных напитков) и даже я, при всём моём пренебрежительном отношении к гастрономическому туризму не смог удержаться.
В Брно я попробовал напиток под названием "бурчак" - на вкус напоминает очень приятную смесь кваса и глинтвейна.
Надо сказать, что Старый Брно был своего рода "двойным городом": на одном холме пониже - собственно старый город, на другом повыше - замок Шпильберк.
Склоны замкового холма покрыты парком, который заслоняет вид на самую старую часть города.
Но зато можно посмотреть в сторону окраин и оценить, что довоенная застройка встречается и довольно далеко от центра.
Брно за прошлое столетие вырос хорошо если вдвое (это среднее значение для европейского города), что заметно скромнее показателей всех крупных российских городов - кроме разве что Санкт-Петербурга.
Зато в Брно, как и в почти любом крупном российском городе, есть не только трамвай, но и троллейбус.
Впрочем, здесь не произошла замена трамвайных линий на троллейбусные ни в центре, ни на основных магистралях, и рогатые чешские "Шкоды" ходят здесь в основном в новых районах, не заходя в старый город.
И ещё Брно славится своим конструктивизмом. Нет, я не заметил здесь сколько-нибудь масштабных ансамблей, как в Иваново, Екатеринбурге или даже Санкт-Петербурге, но в богатом пригороде межвоенных лет (сейчас полупериферия города) севернее центра нередки конструктивистские виллы.
В том числе вилла Тугендгат - единственный в Брно объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в замковом парке я наткнулся на настоящую конструктивистскую православную церковь.