В 1873, администрация одного из поволжских губернских городов обратила внимание на пустырь в самом центре города, недалеко от любимого жителями прогулочного бульвара. Сейчас бы такой лакомый кусочек отдали под точечную застройку, но тогда человеколюбские тенденции победили, поэтому решено было разбить тут сад. Оазис зелени нарекли Владимирским садом - то ли в честь великого князя, побывавшего в городе проездом пару лет назад, то ли в честь Владимирской водонапорной башни (которая, в свою очередь, была названа в честь губернатора Владимира Орлова-Давыдова, даровавшего городу водопровод).
Сад спускался по склону холма вниз. На главной площади, Соборной, располагался центральный вход, за которым посетителям открывался роскошный маленький фонтан "с фигурой девочки в полный рост в центре и шестью детскими головами (“херувимами”) по окружности чаши". Фонтан, кстати, просуществовал более 100 лет, был разрушен в 1980-х, однако восстановлен уже в XXI веке.
Сад стал безумно популярен среди горожан. Здесь жил городской садовник, получавший 360 рублей ежегодно. В его обязанности входили надзор и уход за зелеными насаждениями в общественных садах, скверах и бульварах. В дореволюционную эпоху, подобные места часто использовали для размещения модных ресторанов с "оркестрами и арфистками", а также летние театры. Владимирский сад не стал исключением - летом тут играл военный оркестр, а в 1904 году сюда даже привезли с концертом модного молодого оперного певца по имени Фёдор Шаляпин.
Собственно, в ресторане и началась сегодняшняя история. Одним из самых ярких жителей города был некий помещик К. - большой оригинал, обладатель "несметного состояния", да еще и женатый на французской оперной певице. Гулять помещик тоже любил с размахом. В один воскресный день, в городскую похоронную контору поступил звонок - "Подать ко входу во Владимириский сад катафалк с гробом". Похоронных дел мастер господина К. знал отлично, поэтому был уверен, что его хлопоты будут оплачены сполна, а уже зачем посреди дня срочно понадобился катафалк - его не волновало.
Далее - по воспоминаниям заставшего те события горожанина, Александра Васильевича Ястребова:
"Когда катафалк прибыл, К. с небольшой компанией пьяных собутыльников вышел из сада, сам улегся в гроб, держа в руках, словно свечку, бутылку шампанского, и приказал везти себя вверх по Гончаровской улице. Его приказание было сейчас же исполнено. Справедливости ради надо заметить, что основная часть компании все же сохранила здравый рассудок и воздержалась от участия в этом фарсе. А остальные сели на извозчиков и последовали за катафалком.
Процессия выехала на главную улицу города. Как сам «покойник», так и все его «безутешные» друзья во время шествия горланили песни неприличного содержания. Но полицейские их не трогали - ибо блат у господина К. был везде. Ни один квартальный или будочник не осмелился призвать его к порядку. После того, как весь этот эскорт доехал до первой стоянки извозчиков, Карпов распорядился, чтобы все извозчики немедленно присоединились к его процессии. То же самое повторилось и на следующих стоянках. Уже через час не менее десятка колясок выстроились в один ряд за катафалком, где в гробу, поглощая из бутылки шампанское, возлежал сам «усопший». Он продолжал орать свои непристойные песни что было мочи. Прохожие недоуменно смотрели на это дикое зрелище, а старушки при виде катафалка набожно крестились. «Гражданская панихида» состоялась в Троицких номерах . Гроб с «покойничком» сняли с катафалка, внесли в помещение ресторана и поставили на бильярдный стол. Когда Карпов «восстал» из гроба, кутеж продолжился."
А вскоре случилась революция. Владимирский сад был переименован в "ПКиО имени Я.Свердлова", а на его аллеях стали прогуливаться совсем другие люди другой страны, с которыми происходили совсем другие, но, несомненно, занимательные истории. Неизменным оставалось одно - пусть не каждую неделю, но по выходным в городском саду все еще играл духовой оркестр!
Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.