За время Гражданской войны в Испании более 20-ти советских танкистов, командированных защищать республику, стали Героем Советского Союза. При этом сразу трое: Владимир Кручинин, Сергей Лапутин и Виктор Новиков получили эту награду за один бой – под Фуэнтес-де-Эбро. А что там такого случилось, что танкистов так отметили?
Дело было так.
Республиканские войска в октябре 1937 года наступали на Сарагосу. Наступление решили поддержать силами 1-го интернационального танкового полка, в который как раз только что поступили из СССР скоростные БТ-5. И республиканские командиры решили, что новые советские танки сейчас всех порвут и без пехотной поддержки. Да и разведка новым машинам тоже не нужна. Эти вундервафли и так со всеми справятся. Но все оказалось не совсем так.
Сначала танкистам пришлось совершить марш. За двое суток махнули 630 километров, что вообще-то много. Потом несколько дней постояли в резерве, а утром 13 октября танки оказались в 10 км от Фуэнтес-де-Эбро, а уже в 13:00 пошли на штурм городка.
Вместе с пехотой взяли пехоту из 15-й интербригады – как танковый десант и как поддержку танковой атаки. Так как БТ-5 были не очень-то предназначены для размещения танковых десантов, по дороге пехоту на броне растеряли, а те, кому полагалось идти за танками, за ними не пошли.
Зато советские танки пошли вперед. Их самоубийственный героизм отметили все – и враги, и друзья, и анархисты, которые вроде бы были друзьями, но действия интербригад не поддержали, как их не просили. В результате «бэтешки» все три линии обороны прорвали и несколько машин уже ворвались в Фуэнтес-де-Эбро. Но потом франкисты взорвали дамбу и пустили воду в канал, после чего танки отошли. Те, кто смог и остался цел. Ведь, напомню разведку местности не проводили.
В итоге атака закончилась возвращением на исходные позиции. Танкисты потеряли 16 машин, а 15-я интербригада – около полутора тысяч человек. При нулевом результате.
То есть налицо если и не разгром, то полная неудача. Почему тогда за этот бой дали три «Героя»? Да потому что «бэтешка», которой командовал Сергей Лапутин, во время атаки застряла в окопе националистов и была повреждена. Но экипаж еще сутки продолжал отбиваться от франкистов, а потом вышел из-под огня и в полном составе вернулся к своим.
Владимир Кручинин, мехвод Лапутина в том бою, получил ранение. Но остался в Испании и 20 февраля 1938 года сложил свою голову под Мадридом. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
Его командир Сергей Лапутин (кстати, в какой-то мере мой земляк – из Рязанской области, из города Ряжск), вернулся из Испании в августе 1938 года. Получил «Героя». В начале Великой Отечественной войны командовал танковым батальоном. В Белоруссии угодил в котел, его даже записали в пропавшие без вести.
Но он нашелся у партизан. Дальше – командовал партизанским отрядом, был начштаба партизанской бригады, пока в апреле 1943 года его не переправили через линию фронта, где поставили командовать учебным танковым полком.
Так что прожил долгую и успешную жизнь.
А третий Герой?
Третьим был Виктор Новиков. В том бою у Фуэнтес-де-Эбро он был мехводом, как и Кручинин, но на другой «бэтешке». Его танк загорелся, два других члена экипажа танк покинули, а Новиков сначала давил на горящем танке франкистов, а потом привел машину назад, в свое расположение. За что и получил геройскую звезду и орден Ленина.
После Испании Новиков закончил академию и стал помощником начштаба танкового полка. Ему также пришлось встретить всю горечь отступления 41-го. А вот назад, на запад, его однополчане пошли уже без него – с октября 1941 года Виктор Новиков официально признан пропавшим без вести. Причем эта дата неточная – информации о нем нет с самого начала войны. Дату поставили по времени расформирования танкового корпуса, в котором он воевал. По факту – так и не нашли.
Вот такие дела.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его станет удобно изучать в разделе подписок.