Внимательные зрители обнаружили, что в сериале "Зулейха открывает глаза" странным образом прозвучали имена реальных личностей современности, а также прошлых веков.
Во время переклички раскулаченных называются имена ... советского и российского религиозного и общественного деятеля, председателя Центрального духовного управления мусульман России, Верховного муфтия России Талгата Таджуддина, председателя Духовного управления мусульман России, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и татарского богослова 19 века, этнографа, археографа, востоковеда и педагога Шигабутдина Марджани.
В книге Гузели Яхиной эти имена не назывались!
Книга является по сути художественным вымыслом, и реальных исторических персонажей там нет, не считая, конечно, упоминаний Сталина.
Создатели сериала в лице генерального продюсера кинокомпании "Русское" Ирины Смирновой поспешили оправдаться за странный прокол: мол, для этой сцены сериала просто искались татарские имена, чуть ли не с помощью Гугла. Довольно странно, ведь в сериале снялись много актеров татарского происхождения, да и в съемочной команде были люди, для которых эти имена никак не могли быть простым звуком.
Могли бы обратиться и к самой Гузель Яхиной с просьбой помочь, проверить киносценарий на предмет грубых ошибок, так нет же...
Вышло глупо и нелепо.
Общественность начала роптать: что это, глупая ошибка, или, напротив, что-то, содержащее потаенный смысл?
Осуждение зрителей и вызвала интимная сцена в ... мечети. Честно говоря, она мало оправдана, физиологичная и некрасивая, показывает только животные инстинкты молодых "тружеников революции". Действие вполне можно было вынести в ... соседние кусты, логика изложения от этого бы ничуть не пострадала.
Слава богу, современные зрители избавлены от пошлых сцен в православных храмах - даже самые провокационные режиссеры современности имеют высокий уровень самосознания и не оскорбляют чувства верующих.
Внимательные зрители также отметили некую параллель со сценой в фильме "Судьба человека", когда фашисты загоняют в полуразрушенную церковь пленных красноармейцев... Показано, что человеческий дух не сломить - никто не может отнять у пленных гордость, совесть, уважение с своим православным корням.
Складывается впечатление, что и Гузели Яхиной, и сценаристам сериала не хватает своего собственного видения. Они как будто берут за основу то, что уже давно было написано и снято, но переиначивают всё наизнанку!
Создатели сериала "Зулейха открывает глаза" намеренно создали некий "телевинегрет", где трудно понять, кому они на самом деле сочувствуют.
В сериале очень много насилия, страшных сцен, бессмысленных и беспощадных.
По аналогии с провинциальным "я надену все лучшее сразу" (и получается сумбурно, безвкусно) сценаристы сериала пошли по пути "мы покажем вам всё страшное сразу".
На самом деле, в лучших произведениях культуры историческая реальность преломляется через видение событий каким-то одним литературным героем, киногероем, и делается это тонко и деликатно.
Сериала "Зулейха открывает глаза" решает задачу воспроизведения исторической реальности достаточно бесцеремонно. Фактически сталкивает героев разных национальностей, что в нашей многонациональной стране не может быть воспринято с позитивом.
Зрители уже начали спорить: а какой национальности был Зиновий Кузнец ( в воплощении Романа Мадянова)?
С безусловным сочувствием в сериале показаны, пожалуй, только представители творческой интеллигенции, да врач Вольф Карлович Лейбе (в исполнении Сергея Маковецкого). При этом образу врача приданы черты психического расстройства - он сошел с ума еще задолго до ссылки. Впрочем, это не мешает ему организовать медпомощь в поселке на самом высоком уровне.
Любопытно, что свой следующий роман "Дети мои" Гузель Яхина посвятила именно поволжским немцам...