Найти тему
Кинотаурус

«Эпидемия» и «Эпидемия. Вонгозеро», или как я провёл этой зимой

Приветствую, дорогой читатель и зритель! На фоне текущей ситуации в мире логично будет рассказать Вам про сериал «Эпидемия». Он пытается поднять важную по сегодняшним меркам тему вируса. Сюжет сериала основан на книге Яны Вагнер «Вонгозеро», а его мини-версия каким-то внезапным образом в 2019-ом году оказалась на Московском международном кинофестивале. Режиссёром этого эпидемиологического провидения выступил Павел Костомаров, в бывшем очень выдающийся документалист и оператор. Ну что, поговорим о сериале «Эпидемия»?

Визуальный ряд

Очень недурно для сериала. И дело тут далеко не в графике, которая здесь присутствует в малых дозах. Далеко не в ней. Здесь потрудились над многими вещами, чтобы они либо соответствовали описанию из книги, либо имели приемлемый вид. Например, само озеро, к которому едут герои картины. Именно так его и представляешь при чтении страниц, но некоторые детали заменены в угоду бюджету. Места, в которых оказываются герои, могут плотненько засесть в голове. В общем, ребята погоняли по России ради сериала, а это уже радует. Также неплохо поработали с оружием. В то, что на экране стреляют - веришь. Если в кадре появляется пожар, то это действительно реальное пламя окутывает дом. Мне понравился такой подход к визуалу и за него я ставлю «Эпидемии» +1 балл.

Атмосфера

В реалиях текущих дней представить себе, что такое эпидемия может каждый из нас. Но на момент съёмок сериала авторы руководствовались совершенно иными вещами - материалами из книги, предыдущими фильмами на тематику вируса и многими другими. Что больше всего удивляет - местами они угадали очень кстати. То, как люди пытаются свалить из очаговой зоны - Москвы. Показанная паника среди народа. С этими пунктами попадание весьма удачное. Но есть определённый минус. Та жуть, тот страх, который должен присутствовать в сериале, медленно испаряется уже после первых серий. Нам изредка показывают военных, и пару раз самих заражённых. Всё остальное нагоняют через диалоги главных героев. В определённый момент просмотра можно вообще позабыть, что где-то там есть вирус, а персонажи, будто, просто собрались в отпуск в Карелию. Всё-таки личностных отношений здесь намного больше, чем борьбы с опасностью. Под конец сезона сериал, конечно, пытается нагнать страху зрителям, что опасность не миновала, но после всей увиденной мелодрамы в происходящее уже слабо верится. Апокалипсис уже не тот, знаете ли, когда главный герой бабу выбрать не может! От меня это 0 баллов. На большее расщедриться я не могу.

-2

Музыкальное и звуковое сопровождение

Сериал изобилует современными нотками, такими как Skibidi или Любимая песня твоей сестры. Авторам, видно, очень нравится, Пошлая Молли. А ещё им нравится играть с саундтреком, разбавляя действие типичными сериальными шлягерами, а-ля Teach Me Tiger. Причём хит April Stevens появляется чуть ли не в каждой серии, что невероятно раздражает. Разумно будет заключить, что здесь очень много различной музыки. Кроме саундтрека здесь есть оригинальные темы, которые весьма мелодичны, а местами даже отдающие атмосферой «28 дней спустя». Резюмируя, можно сказать, что с музыкой поработали на хорошем уровне.

К звуку претензий никаких не имею. Вообще никаких. Здесь очень качественная работа. Каждый выстрел, каждый взрыв и каждый хруст снега звучит так, как надо. Мои ушные датчики обычно отлично отлавливают всякую фальшь, но здесь они никак не среагировали. Возможно, погрешность, а, возможно, просто всё отлично. Я полагаю, что стесняться не стоит и можно смело поставить «Эпидемии» +1 балл за музыкальное и звуковое сопровождение.

Актёрская игра

Виктория Исакова. Первого актёра, которого хочется отметить - это именно Виктория. Самая убедительная и самая разносторонняя. Почему она? Больше никто из актёров в сериале не примерял на себя роль человека с сильным и, одновременно, хрупким характером. Исакова показала все возможные человеческие эмоции. В её отыгрыш веришь без сомнений. Она молодец. И точка.

Эльдар Калимуллин. По сюжету он играет сына героини Исаковой, Мишу. Его персонаж кардинально отличается от образа в книге. В сериале Миша имеет более сложный характер. Если говорить проще, то он аутист. У Калимуллина получилось сыграть не просто аутиста, а дать зрителям возможность почувствовать его особенный взгляд на, казалось бы, простые вещи. Я с уверенностью могу сказать, что у Эльдара есть неплохие способности в актёрском мастерстве и если он продолжит в том же духе, то из него выйдет первоклассный артист.

Александр Робак и Наталья Земцова. У них была трудная задача - сыграть очень нелепую парочку, от которой бросает в дрожь. И, знаете, у них получилось. Если в мастерстве Александра сомнений не возникает, то с навыками Натальи на основе её предыдущих работ были вопросы. Но тут все вопросы к ней испарились. Если хотите глубже рассмотреть их игровой нокаут, то можете включить 7 серию.

Остальные актёрские работы приглянулись меньше озвученных лиц, но от этого они не хуже, ведь всё на вкус и цвет. Я просто перечислю их имена: Кирилл Кяро, Марьяна Спивак, Юрий Кузнецов, Виктория Агалакова, Александр Яценко. Кроме них присутствуют также эпизодические роли Анны Михалковой, Игоря Савочкина, Павла Воронцова. Если Вам кто-то из перечисленных актёров нравится и Вы ещё не смотрели данный сериал, то можете смело включать. Поверьте, не разочаруетесь. За актёрскую игру ставлю, конечно же, +1 балл.

-3

Операторская работа и монтаж

Отличные планы Карелии перемежаются кропотливой и тщательной экшен-съёмкой. Очень странно видеть такую работу от оператора «Чернобыль. Зона отчуждения» Давида Хайзникова. Если там у него была просто хорошая съёмка, то в «Эпидемии» его труды можно оценивать по пятибалльной шкале. Давид приобщился к изысканным операторским приёмам, которые отлично подчёркивают действие. Транстрав, например, или же физическое отдаление от объекта. Если Вы любите наблюдать за поведением камеры в кадре, то «Эпидемия» придётся Вам по вкусу. Предполагаю, что за съёмку не в меньшей степени также ответственен и Павел Костомаров. Справедливо будет сказать им: "Спасибо!".

К монтажу испытываешь душевное неспокойствие лишь в мини-версии. Но Вы, вероятней всего, посмотрите весь сериал, поэтому едем мимо и просто ставим сериалу +1 балл.

Уникальность

И вот в чём дело. В мире есть не один десяток картин на тему вирусного заражения. Уже ставший легендарным фильм Содерберга «Заражение» или один из моих любимых «28 дней спустя». Этим творениям не нужно доказывать свою значимость перед мировым кинематографом. «Эпидемия» же не хочет пытаться выйти на мировую площадку и смело заявить: "Смотрите, как умею". Вместо новых и интересных задумок в нас пичкают ненужными фактами о героях, которым не хочется сопереживать уже после серии 5-ой. Из книги много чего поменяли, так меняли бы в лучшую сторону. Мне, как зрителю, намного приятней смотреть на борьбу с неведанным, чем на ужасный любовный треугольник. В моей голове не укладывается, как «Эпидемию» можно сравнивать с вышеназванными шедеврами... Но тут же нюанс. «Эпидемия» - это первый русский хоррор про заражение. Поэтому +1 балл сериал всё-таки зарабатывает, но совершенно незаслуженно.

-4

Сюжет

Сюжет картины повествует о вирусе неизвестного происхождения, вспышка которого произошла в столице России. Но вирус здесь не играет ключевую роль, а является просто фоном для основной дилеммы сценария - социальной драмы. Главный герой истории, Сергей, не может определиться в своих чувствах и постоянно мечется от одной жены к другой. Именно чувствам и личностным отношениям здесь уделяется внимание в первую очередь, а где-то там на фоне умирают люди и горят города...

Экспозиция. Учитывая сериальные рамки, вступление здесь довольно шустрое. Зритель быстро осваивается, что к чему и какие здесь правила. Сценаристы неплохо расставляют в первом действии приоритеты и нам показывают довольно жёсткие кадры с паникой, с детьми, с телевизионной "правдой". Вместо закадрового голоса авторы орудуют новостными выпусками и блогерскими роликами, чтобы объяснять зрителю ключевые моменты. Подано это со вкусом, за что спасибо. Спасибо в карман не положишь, поэтому +1 балл. Жаль только, что за первую серию Вы можете не ощутить всего того, во что ввязываетесь...

Развитие. Здесь начинается кромешный ад. И пусть сценаристы не идут обычным сериальным путём (когда пару раз за серию мы слышим ноты, доносящиеся из кустов), но при этом они грешат мыльными пузырями. Хотите ссоры на ровном месте, когда человечество на грани вымирания? Да, получайте. Хотите любовную драму вместо мировой разрухи? Да, получите, распишитесь. При всём этом авторы всё также используют сериальные выкидоны. Герои уехали от погони, но, барабанная дробь, они потеряли ребёнка. Конец серии. Титры. Типичные приёмы для поддержания интереса у зрителя. Это всё смотрелось бы ладно, если бы некоторые серии не заканчивались на теме любовной интрижки. Начиная с 3-ей серии ощущалось, что с экрана летят мыльные пузыри, отдающие какой-то чрезмерной вонью... 0 баллов.

Кульминация. Единственное, что мне удалось разобрать к финалу - все герои поехали кукухой. Кто бы что не говорил про концовку первого сезона, но лично мне она показалась слишком завуалированной. Сериал не заканчивается простыми словами. В финале нам обязательно подсовывают завязку к следующему сезону (который неизвестно когда выйдет, в связи с текущей ситуацией в мире. Иронично ведь). И есть во мне уверенность, что ту проблему, которую нам показали в последние 30 секунд 8-й серии, герои разрешат буквально за 10 минут хронометража во втором сезоне. От меня 0 баллов за кульминацию.

Общие аспекты. Бесят... Бесят все... Бесят все персонажи. Они просто невозможные. Иногда хочется залезть в экран и дать пару тумаков главному герою и его банде. Я не знаю, о чём думали сценаристы, когда писали подобное, но мне с трудом удавалось сдерживать смех и слёзы. Напишу одну простую вещь: герои начинают выяснять свои любовные страсти, когда у них погибает друг. Что-о? И так происходит неоднократно. Здесь у всех наплевательское отношение друг к другу. Наблюдать за происходящим становится очень тягостно, ввиду того, что 90% персонажей просто моральные уроды. Диалоги получились умеренными и живыми, но предполагаю, что они были очень плохо прописаны, от чего актёрам приходилось импровизировать на съёмочной площадке. Это беспросветные 0 баллов.

-5

Вердикт

Важно учесть для себя один главный нюанс - сериал «Эпидемия» не про эпидемию и не про вирус. Он совершенно о других вещах. Вы можете здесь увидеть любовь, ссоры, отношения между соперницами. Но Вы никогда не разглядите тут грамотно-выстроенную историю про выживание. Нет тут её. Зато сериал обладает хорошим подходом к съёмкам и отличными актёрскими работами. А ещё музыка и звук здесь тоже на высоте. Если Вас не отпугивает плохой сценарий (а в сериале это самый важный момент), то рекомендую, но ни в коем случае не смотрите это с детьми! От меня «Эпидемия» получает 6 баллов из 10.

Карта канала «Кинотаурус»

Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛