Найти тему
Гаврилины сказы

БРОНЕВИК БЕЗ ЛЕНИНА

Наверное, все помнят историю о том, как Ленин выступал перед рабочими Петрограда с бронеавтомобиля на площади Финляндского вокзала. Даже картины есть, посвящённые этой теме. Но мало кто знает, что во время Первой Империалистической, воинскую честь России на полях сражений отстаивали не только такие броневики, но и настоящие монстры на колёсах.

Недавно я рассказывал о царь - танке "Нетопырь" инженера Лебеденко (#танклебеденко). Этот стимпанковый аппарат провалился на испытаниях, и не пошёл в серию. Но зато другое ужасающее чудище изрядно повоевало на мировой войне. Сегодня я расскажу вам о тяжёлом бронеавтомобиле "Гарфорд - Путиловец" - чуде отечественной инженерной мысли начала ХХ века.

Броневик Гарфорд - Путиловец
Броневик Гарфорд - Путиловец

Отцом российского броневика стал начальник стрелковой школы императорской армии, генерал Николай Филатов. Он рассуждал так: тяжёлая машина с пушечным вооружением должна качественно усилить подразделения бронеавтомобилей на поле боя. Шасси взяли от пятитонного заднеприводного американского грузовика "Гарфорд". На раме шасси был собран металлический каркас, обшитый бронелистами толщиной 6.5 мм, что гарантировало защиту от бронебойных пуль с расстояния 150 шагов. Каждый бронелист перед установкой на каркас испытывался на прочность путём обстрела из винтовок Мосина под разными углами.

Спереди машины находился отсек управления. Справа и слева от него располагались места командира и механика - водителя. В центре корпуса было создано пулемётное отделение с двумя выпуклостями - спонсонами, в которых были установлены два пулемёта системы Максима. Задняя часть чудо - машины была оборудована башней, вооружённой артиллерийским штурмовым орудием калибром 76 мм и дополнительным "Максимом". В экипаж входило целых 8 человек, и это жуткое дитя Путиловского завода представляло из себя практически танк на колёсах.

В отличие от фантасмагорического царь - танка, "Гарфорд - Путиловец" пользовался в войсках уважением. Слабая проходимость и невысокая скорость с лихвой компенсировались суровой огневой мощью. Броневиков этого типа наклепали аж 48 штук.

Экипаж бронемашины позирует фотографу
Экипаж бронемашины позирует фотографу

Во время гражданской войны в России "Гарфорды" были примерно в равной части поделены между белыми и красными. Так, в боях под Каховской большевистские броневики с именами "Антихрист", "Пугачёв", "Мощный" и "Красный Богатырь" составили успешную конкуренцию британским "Маркам", состоявшим на вооружении Врангеля. По окончании Гражданской советам досталась 21 машина из 48 сошедших с конвейера, остальные были либо уничтожены, либо потеряны. В общей сложности "Гарфорд - Путиловец" состоял на вооружении с 1915 по 1931 год, когда военным командованием союза было решено демонтировать с автомобилей броню и оружие, а сами машины переплавить. Таким образом, ни один броневик этой модели не сохранился до наших дней, хотя в своё время они были на хорошем счету в вооружённых силах сначала Российской империи, а затем - СССР.