Есть два пути выхода из кризиса: первый – это остаться без опор, стать слабее и растеряннее, второй – стать сильнее и получить опыт. Который, в случае нового кризиса, позволит встретить его с готовностью.
Конечно, первый вариант нам не подходит. Но легко сказать – стань сильнее в кризис! А как это сделать?
Что такое кризис
Многие из нас живут с ощущением, что жизнь должна постепенно улучшаться. Ведь мы прилагаем для этого все усилия: учимся, строим карьеру, меняем старые вещи на более новые и дорогие, инвестируем в новые проекты и открываем филиалы в бизнесе. И тем не менее, каждый знаком с состоянием кризиса.
Любой кризис, затрагивает ли он личность человека, его финансы или состояние здоровья, обычно развивается по одной схеме. Все шло нормально – и вот начинается спад. Обычно в этот момент минимальные действия помогают выровнять ситуацию, и дела снова улучшаются. Улучшаются они до момента, который называется «плато»: результат долго стоит на месте, не сдвигается ни в лучшую, ни в худшую сторону. После процесс начинает умирать (начинается яма), и затем снова следует подъем.
Если вы вспомните кризисы в свои жизни, вы поймете, что пусть вы и чувствовали растерянность в тот момент, вам было плохо и тяжело, вы все равно решали задачу, которая перед вами стояла.
Кризис – это задача, которая требует решения. Он похож на запертую комнату, из которой нужно выбраться (недаром говорят «найти выход из кризиса»).
И решение этой задачи дает вам опыт, который делает вас сильнее.
Задача туриста
Представьте, что вы турист в незнакомом городе. Два дня вы гуляли по округе, пробовали местную еду и разглядывали здания. На третий день вы уехали на окраину, чтобы посмотреть музей, а на выходе обнаружили, что у вас украли сумку, где был смартфон, карта и деньги. Улицы пустынны, людей вокруг нет.
Варианта не решать эту задачу нет: турист не может остаться жить в музее, раз случилась такая неудача.
Туристу нет смысла в панике бежать куда глаза глядят или сесть, свернувшись в клубочек, в надежде что его найдут. Да, даже в этом случае есть шанс, что ситуация разрешится, если судьба будет к туристу благосклонна: например, к нему подойдет полицейский или соотечественник, который приведет его в чувство и поможет добраться домой.
Но вместо того, чтобы ожидать помощи извне, турист может позаботиться о себе по мере своих сил: вспомнить свой маршрут, который привел его в незнакомое место, использовать знание языка и обратиться к работникам музея с вопросом, самому найти полицейского и т.д.
Внутренний и внешний локус
Разница между паникующим туристом и тем, кто начал решать свою задачу, в наличии у них внутренней опоры. Иное название этой опоры – внутренний локус.
Когда локус внутри, человек понимает, за что он несет ответственность, а на что повлиять не может. Он знает, что для защиты своего здоровья он должен чаще мыть свои руки, и точно так же знает, что он не в силах заставить мыть руки все остальное человечество.
Когда локус внешний, человек полагается на других. Грубо говоря, он знает, что нужно мыть руки, но никто не принес ему мыла, а еще есть надежда, что высшие силы смилостивятся и болезнь обойдет его стороной. Зато много энергии такой человек расходует, пытаясь управлять другими: он кричит, что правительство делает так, а надо вот так, сетует на зараженных и ищет заговоры. Кризис рано или поздно разрешится, но есть все шансы, что такой человек выйдет из него опустошенным, так ничему не научившись.
Значит, сейчас есть смысл поместить локус внутрь себя и делать… что?
5 правил выхода из кризиса
1 правило: отбросьте лишнее
Чтобы быстрее адаптироваться в кризис, нужна энергия. Если тащить с собой багаж того, что раньше вроде как не мешало – вредных привычек, лишних обязанностей, ненужных людей и информации – то выбраться из ямы будет очень трудно.
- Отпишитесь в соцсетях от тех аккаунтов, которые сеют панику и постоянно публикуют негативные новости. В идеале сведите потребление информации извне к минимуму: выберите несколько доверенных источников и изучайте их не больше пары часов в день, один час утром, другой вечером.
- Проведите генеральную уборку. Самое время избавиться от лишней посуды, одежды в шкафах и просто от предметов, которые когда-нибудь да пригодятся. Пригодились они хоть раз вам за последние два года? Если нет – то в топку. Дайте воздуха себе и своему жилищу. Даже в телефоне приберитесь, удалите оттуда ненужные файлы и старые контакты.
Для бизнеса: кажется, что кризис – это не то время, когда стоит отказываться от клиентов. Но это не так. Аналитика поможет вам понять, что сейчас может быть важнее один крупный клиент, чем пригоршня маленьких, на которых вы разбросаете все ресурсы. Либо наоборот, один требовательный вип раньше отнимал время, за которое вы успеваете сделать несколько средних проектов. Сейчас лучше резать по-живому, чем вообще прогореть.
2 правило: используйте внешнее давление
Кризис подталкивает нас измениться или сломаться. Чтобы меняться, надо задать себе вопрос: что из сложившейся ситуации я могу использовать себе на пользу? После того, как вы воспользуетесь правилом 1, вы увидите, как много свободного места и времени появилось. Вспомните, чем вы хотели его заполнить, но постоянно откладывали.
Например, освободившееся время можно посвятить чтению художественной литературы. Вы увидите, что ее герои тоже часто сталкиваются с кризисами – и выходят из них. Пройдите курсы, до которых не доходили руки. Кстати, как это ни цинично, подумайте – а вам вообще нужны были эти курсы, смогут ли они обеспечить вас теми знаниями, что востребованы в кризис?
Самый логичный пример – начать осваивать профессию, с которой можно работать из дома.
Для бизнеса: меняйте бизнес-процессы. Кажется, что сейчас не время для инвестиций, но именно в это время предприятия выжимают максимум из тех возможностей, что удержат их на плаву: вкладываются в консалтинг, автоматизируют то, что раньше работало по старинке. Для чего сейчас действительно не время, так это для комфорта. Можно убрать бесплатное печенье для сотрудников, но установить им программы, которые будут решать много зависших задач.
3 правило: будьте полезны
В режиме самоизоляции люди все больше запираются в ворохе собственных проблем, сосредоточиваясь на них и забывая о тех, кто их окружает. Но ведь сейчас похожие проблемы – у миллиона людей, включая самых близких нам. Не нужно выходить из дома, чтобы установить с ними связь. Можно просто пообщаться, задать вопросы, узнать об их решениях и поделиться своими.
Вам не обязательно получать благодарность, но достаточно почувствовать, что вы сделали что-то не для себя, а для кого-то, чтобы ощутить прилив сил.
Для бизнеса: обратитесь к ключевым клиентам с вопросом о том, почему они выбрали вас. А затем спросите, что позволило бы им стать вашими верными фанатами. Возможно, ответ лежит на поверхности – он и станет вашим приоритетом на время кризиса.
4 правило: не теряйте энергию
Сейчас как никогда важно соблюдать правила, которые помогают организму держаться в тонусе. А значит, и его владельцу – не падать духом:
- Ложиться не позже 22:00
- Делать физические упражнения
- Пить больше воды, но не пить алкоголь
- Отказаться от вредной еды
Прямое нарушение этих правил только прибавляет стресса организму, который и так переполнен напряжением. Алкоголь, например, притупит чувство тревоги на время – и вернет его с удвоенной силой на следующий день. Калорийный фастфуд обеспечит организм резким скачком сахара в крови, но следом придет подавленное состояние.
Помним про внутренний локус: сейчас нельзя ждать маму, которая уложит нас вовремя спать. Нам нужно заботиться о себе самим, чтобы сохранить силы.
Для бизнеса: не принимайте решения, которые полезны только в краткосрочной перспективе, но сильно ударят по вам в будущем. Если сейчас, например, начать массовые сокращения, то потом придется немало вложиться в то, чтобы снова набрать штат. С сотрудниками тоже можно договориться.
5 правило: сфокусируйтесь на решении, а не на проблеме
Извне постоянно будет поступать новая информация, и скорее всего она будет нерадостной. Рестораны закрыли, кино закрыли, выход из дома ограничен… Не надо бесконечно думать о возможностях, которых вы лишились. Думайте о тех, что у вас остались. Планируйте свои действия, думайте о запасных вариантах.
Ловите себя на мыслях, когда вы теряете свою опору и локус становится внешним: «А вдруг они, а вдруг завтра, а будет хуже…» – все это признаки того, что вы вовлекаетесь в общую истерию. Разграничивайте то, на что вы способны повлиять, и как можно меньше думайте о том, что вам недоступно.
Для бизнеса: пересмотрите планы, которые вы ставили в период до кризиса. Например, если вы что-то продаете, найдите, что будет продаваться именно сейчас, и стройте план, отталкиваясь от этого.
Выход из кризиса нам придется найти – потому что оставить все по-старому мы уже точно не сможем. Главное, начать прилагать усилия по выходу из ямы прямо сейчас. И если компания «ГЭНДАЛЬФ» может вам в чем-то помочь – мы готовы прийти на помощь.