Бог – как утверждают большинство монотеистических религия, один. Но Его осознание различно, многообразно, отсюда и большое количество учений, представляющих свой образ Божества, и наделяющих Его теми или иными свойствами. Как, например, если людей попросить описать какую-нибудь вещь, одни опишут её, как твердую, или мягкую, другие скажут, что она яркого цвета, а третьи вообще почувствуют исходящий от неё запах.
Тоже самое и с религиями. Будь то ислам, православие или протестантизм, между концепциями в любом случае имеются общие черты, несмотря на то что каждая религия по своему уникальная и обладает своим набором вероучительных истин.
Отношения человека и Бога, представляющие суть любой религиозного учения, формируют духовный путь, предоставляющий человеку возможность на своем собственном опыте пережить и ощутить «духовную радость» сближения с Богом.
Но насколько верны обозначаемые пути? Достигнет ли человек той цели существования, которая перед ним поставлена? Эти вопросы требуют разъяснения. Предлагаю отбросить все штампы и стереотипы относительно различия вероисповеданий, отрешиться от межрелигиозных дискуссий и попытаться, поразмыслив, разобраться.
Начнем, пожалуй, с вполне логичного вопроса: что есть критерий истины, который позволяет судить об истинности или ложности духовного пути?
Тысячи людей молятся и тысячи медитируют, постятся и являются вегетарианцами, и в результате аскетических опытов изменяют образ мышления и восприятие мира. Они как бы приподнимаются из того животного состояния, в котором находятся, полностью меняя свою жизнь, делая её осмысленной, яркой и насыщенной. В нравственном смысле они несомненно становятся более развитыми и образованными своих ровесников: они, как правило, имеют четкую жизненную позицию, философские принципы, веру, а также смысл жизни, из которого все перечисленное проистекает.
Но это всё внешность — то что открыто людям, то что они могут оценить, то, чем могут восхититься и взять за пример. Но ведь таковым может быть и абсолютно духовно не развивающийся человек. Например, атеист или агностик. При чем тут духовная жизнь?
Следует различать нравственность и духовность. Нравственность — это, если коротко сказать, совокупность правил поведения, определяющих человеческую жизнь. Это внешняя оболочка душевного состояния человека, способы и модели его реакций на изменяющиеся условия окружающей среды. Духовность же гораздо более сложное понятие. Это степень подобия человека Богу, мера наличия у человека подобных божеству качеств и свойств.
Но тут мы касаемся плюрализма человеческих воззрений, верований и убеждений. Ибо одни верят в Бога, как личность и как абсолютного Творца всего сущего. Другие в безликий Абсолют, всем управляющий и властвующий, являющийся источником неограниченной энергии. Третие в Бога-справедливость… и т.д. Поэтому, определим духовную жизнь, как способ познания Духа, выражающего идею наличия Бога, как создателя и начала всего сущего и тварного. Духовная жизнь — это путь, идя по которому человек имеет возможность достигнуть высоты развития своего духа — сделать его причастным Богу.
Сразу возникает вопрос: как человеку удостовериться в том что духовно развиваясь он приближается именно к Богу?
Что является доказательством того, что дарования предвидения, ясновидения, яснослышания, связи с умершими и прочее — это все плоды божественной благодати?
А варианта тут только два: либо воздействие бестелесных сущностей не подразумевается и тогда единственным источником дарований и духовной энергии является Бог, либо сущности — демоны, существуют и в их власти повлиять на человека настолько, сколько нужно чтобы он за своим Я не увидел своих духовных повреждений. Это отнюдь не говорит о том, что есть лишь одна истинная религия, которая открывает абсолютно верный путь и обладает правом исключительности по отношению ко всем остальным (вторичным) религиозным учениям. Подразумевается лишь вероятность того, что человек может быть прельщен и запутан и что источник его духовных сил в таком случае не Бог, а демон.
Таким образом качество духовной жизни зависит как от основных положений духовной традиции и практики, так и от непосредственных действий и направления развития самого человека. Важно стремление и обилие усилий следовать жизни по заповедям учения, потому как реальная жизнь человека зачастую отличается от той, какая предполагается его учением.