Как подтвердить знание японского языка перед работодателем, институтами, колледжами, да и просто сделать себе приятно и украсить стену красивым сертификатом с надписью “экзамен успешно сдан”? Податься Нихонго Норёку Сикэн! Что это за экзамен и как успешно его сдать рассказывает Лама-сэнсэй.
Шаг 1. Ликбез
Нихонго Норёку Сикэн / JLPT / 日本語能力試験 — квалификационный экзамен на знание японского языка. Делится он на пять уровней (N5-N1), пятый — самый низкий. Старая система деления обозначалась рангом 級 «кю» и делилась всего на четыре уровня, то есть от 4級 до 1級. Потом создатели разделили третий и второй уровень и вставили посередине новый N3.
Структура экзамена отличается от уровня к уровню — на нижних (N3, N4, N5) три части с перерывами: лексика и кандзи, грамматика и чтение, аудирование. На N1 и N2 первые две сливаются в одну часть, и появляются новые задания. Перерыв один — перед аудированием.
Проводят экзамен в первое воскресенье июля и декабря. Заявки на тест подают примерно за 3-4 месяца до экзамена, отслеживайте даты в интернете.
Актуальный список городов можно узнать по ссылке, но учтите, что в большинстве городов экзамен только зимой, что тоже указано на сайте. Стоимость тоже зависит от города — от 500 до 3200 рублей.
Российские города, в которых проводится экзамен:
- Москва (лето и зима)
- Владивосток (лето и зима)
- Санкт-Петербург (лето и зима)
- Новосибирск (зима)
- Хабаровск (зима)
- Южно-Сахалинск (зима)
- Иркутск (зима)
- Пермь (зима)
- Астрахань (зима)
- Якутск (зима)
- Казань (зима)
Для подачи заявки заполняете анкету, оплачиваете участие в экзамене, предоставляете скан паспорта, две цветные или черно-белые фотографии, максимально похожие на вас сейчас, чтобы координатор на экзамене не сомневался в том, что ваучер ваш.
Заявку можно подать лично или через друга, выдав ему фото, деньги и данные паспорта. В Москве можно подать заявку удаленно. На руках останется большой лист со всей информацией и паролем, чтобы после экзамена проверить результаты онлайн. Результаты онлайн появляются примерно через два месяца на сайте. Если потеряете пароль — придется ждать, пока бумажный сертификат о сдаче или справку о несдаче пришлют вам. Сертификаты высылают почтой, и иногда это занимает много времени. После регистрации выдают ваучер — пропуск на экзамен.
Шаг 2. В бой
Собираемся на экзамен:
- Ваучер
- Паспорт
- Несколько мягких карандашей
- Стирательная резинка, которая не мажет
- Вода в прозрачной бутылке
Можете закатить глаза к потолку, но отдельно советую одеваться по погоде, предполагая, что в аудитории может быть холодно или жарко. И обязательно надевайте удобную обувь и одежду — многие пропускают этот пункт, а потом половину экзамена думают не об аудировании, а о том, как на мочевой пузырь давит ремень, а новые туфли натерли мозоль.
Главное, что нужно знать об экзамене: JLPT не проверяет ни письмо, ни речь. Экзамен — огромный тест с готовыми ответами, что облегчает задачу. Уже много лет ходят слухи, что японцы хотят ввести части с сочинением и говорением, но дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки.
Максимальное количество баллов — 180, по 60 в каждой части.
Проходные баллы:
N5 — 38/120 в первой части, 19/60 во второй части, общий балл не менее 80
N4 — 38/120 в первой части, 19/60 во второй части, общий балл не менее 90
N3 — 19/60 в каждой из частей, общий балл не менее 95
N2 — 19/60 в каждой из частей, общий балл не менее 90
N1 — 19/60 в каждой из частей, общий балл не менее 100
Сколько баллов «стоит» одно задание, знают только составители теста. Логично предположить, что чем дальше к концу задание, тем оно сложнее и даст больше баллов.
Типы заданий
Часть 1. Лексика
На разных уровнях разные типы заданий. На N5 встречаются задания на «опознайте катакану», которых не будет в уровнях выше.
На всех уровнях есть задание на чтение иероглифов. Слово дается в предложении, остается выбрать правильное чтение.
В таких упражнениях:
1. Следите за временем и не задерживайтесь на заданиях
2. Внимательно переносите ответы сразу в бланк
3. Обращайте внимание на все точки и закорючки. Когда готовитесь и учите иероглифы — на радикалы. Куча иероглифов похожи друг на друга. 人大犬太丈夫 — несложно запутаться, правда?
4. На N5-N2 проверяют орфографию:
4.1 Нигори (дакутэн) — нам не друг. Потому что возникает там, где не надо и не дает честным людям сдать экзамен. Следите за ним.
4.2 Удлинения гласных — тоже.
4.3 И удвоения согласных.
4.4 И редукции-ассимиляции. Например: 一本 читается не как いちほん, а как いっぽん. И тот, кто учил и использовал язык, это знает.
5. Читайте все предложение. Может быть несколько правильных ответов, например 買う и 飼う читаются как かう. Только один — покупать, а второй — содержать животное. Номинально подходят оба, но по контексту подойдет только что-то одно.
6. У прилагательных и глаголов смотрите, что дописывают хираганой — на таком тоже ловят, да-да! 新しい или 新らしい?
На N2 проверяют словообразование:
1. Какие составные глаголы вы знаете
2. Какие суффиксы что означают и к чему присоединяются
3. Какие приставки (обычно иероглифические) могут быть у слов
Следующий тип заданий — вставить слово в предложение по контексту:
1. С N3 встречаются ономатопоэтические слова
2. Учите слова в контекстах и связках — «закрывать глаза», «сладко спать», «зеленое яблоко»
3. На начальных уровнях обращайте внимание и на словообразование — у части китаизмов канго невозможно присоединение глагола する.
Далее — перефразирование. На начальном уровне нужно выбрать синоним предложения, на более высоких уровнях — синонимы отдельных слов и выражений.
1. Обращайте внимание на формы предложения — положительную или отрицательную
2. На время — прошедшее, настоящее или будущее
3. На более высоких уровнях — читайте внимательно. Даже если не знаете слова, можно понять, что подходит, по контексту или словам, которые расположены «вокруг» слова. В крайнем случае действуйте методом исключения.
Последнее задание в этом блоке — использование (все уровни, кроме N5). Дается слово, записанное хираганой или иероглифами. Нужно выбрать предложение, куда оно подходит.
Единственный совет — учить слова в контексте и больше читать. Самые продвинутые могут действовать методом исключения: исключить лишние предложения, поняв, какое правильное слово должно там стоять. Часто это созвучные или похожие иероглифами или смыслом слова.
Часть 2. Грамматика
В задании 1 нужно выбрать правильную грамматическую форму.
Внимание — к деталям:
1. На начальных уровнях много заданий на частицы. А они зависят от глагола, который чаще всего в конце предложения
2. Когда учите грамматику, смотрите на то, к чему она крепится и в каких случаях используется
3. На высоких уровнях полезно обращать внимание на то, что может быть в конце предложения, а что — нет. Например, приказы, просьбы, предположения.
4. На высоких же уровнях обращайте внимание с первым, вторым или третьим лицом используют эту грамматику.
Задание на составление предложения из частей — мое любимое. Как пазл, только с профитом. В таких предложениях расставляют слова в правильном порядке, а в ответ пишут, что попадет под звездочку.
1. Не стесняйтесь делать заметки прямо в задании — так быстрее. Удобнее всего расставлять цифры, потому что в бланке зачеркивают тоже цифры.
2. Смотрите, что может автоматически цепляться к началу, а что к концу — например, если знаете, что есть грамматика にこたえて и там есть отдельно こたえて, а в середине предложения — に, сразу ставим одно за другим. Или если в словах есть всего одно существительное, а в конце です
3. Дальше смотрим, есть ли наречия, глагольные определения, грамматика
4. Наречие будет стоять чаще всего напрямую перед глаголом или прилагательным
5. Глагольное определение — перед существительным
6. И прочтите предложение про себя — благозвучие никто не отменял. Даже если логически не понимаете, правильно ли, подсознание поможет
Задание 3 — вставить грамматику в текст.
Дается небольшой текст, чтобы вставить правильные слова из предложенных: частицы, глаголы и грамматические формы. Советы те же самые, а на высоких уровнях внимательно следите за действующим лицом! Особенно в заданиях, где надо расставить は/が, てくる/ていく и так далее.
Часть 3. Чтение
Задание 1. Восприятие коротких текстов
Читаем короткий текст и ищем ответ на вопрос о содержании текста. Чаще всего это прямые вопросы «Что? Где? Когда?». Сначала читайте вопрос, потом текст, подчеркивая основную мысль или же ответ на вопрос.
Задание 2. Восприятие средних текстов
В этих заданиях нужно уметь находить причины, следствия и понимать, к чему относится фраза. Для этого научитесь сканнингу и скиммингу. Сканнинг — это умение «сканировать» текст в поиске нужной информации — дат, времени, имен. Скимминг — умение быстро найти основную информацию в тексте. Для улучшения этих навыков есть специальные книги и упражнения. Я рекомендую “Rapid reading japanese”.
Конечно, старое доброе «сначала прочитать вопрос, а потом искать ответ» тоже помогает.
Задание 3. Восприятие средних текстов
Встречается только на N1 и N3. Дается текст примерно на 600-700 знаков, нужно прочитать и ответить на вопросы: «Что значит эта фраза?», «Что хотел сказать автор?», «Это — это что?», «Какие примеры подходят к этому явлению?» и так далее.
Задание 4. Комплексное восприятие
Встречается на уровнях N1 и N2. Обычно даются два текста на какую-то тему, чтобы сравнить мнения авторов по какому-то вопросу. Так проверяют умение выносить общий смысл и настрой текста и обращать внимание на грамматику и вводные слова.
Задание 5. Восприятие темы, главной мысли
Встречается на уровнях N1 и N2. В таких текстах нужно найти ключевые слова и все, что вокруг них. Обычно это огромный текст на страницу с лишним. Картинку с примером не вставляю по этическим соображениям, люди начального уровня после нее передумают учить японский.
Задание 5. Поиск информации
Встречается на всех уровнях. Здесь пригодится сканнинг. Нужно быстро найти информацию в графиках, таблицах или листовках. Поэтому сначала читайте задание, а потом ищите информацию. Обращайте внимание на сноски: там дается информация о скидках, бонусах, акциях и прочем. Все, что подписано под таблицей, сбоку, мелким шрифтом — 100% пригодится. Могут подписать,что по средам скидка мужчинам. А по заданию в парк идет семья с двумя мужчинами. И цена билетов резко изменится.
Часть 4. Аудирование
Аудирование идет последним на экзамене, и к тому времени все ужасно устают, поэтому тренируйте выносливость заранее. На экзамене вы просидите почти полдня, и там может быть душно, шумно, а на перерыве обязательно кто-то будет бегать и кричать. Медитируйте, тренируйте концентрацию — все поможет. Даже просмотр аниме в оригинальной озвучке. Помните, аудирование проигрывается всего один раз.
На экзамене же:
1. Не отвлекайтесь
2. Сразу пишите ответы в бланк
3. Делайте заметки по ходу аудирования
Задание 1. Задания с письменными ответами
Улавливаете содержание текста и выбираете подходящий ответ: на начальном уровне картинку, дальше — предложения
Задание 2. Уловить важное
Прозвучит диалог или монолог. Нужно услышать кто, когда, куда или что в итоге решили. Мнение говорящих меняется как погода в Сибири летом, будьте внимательны!
Спасают внимание и заметки.
Задание 3. Восприятие общей информации
Задание уровней N3-N1. Слушаем, что человек думает о чем-то или что он сказал. На странице задания ответов. Совсем. Обращаем внимание на противопоставления, вводные слова и грамматику в конце предложения.
Задание 4. Культурное
Единственное задание начальных уровней от N5 до N3.
Выбираем правильный вариант, что ответят на фразу или скажут в данной ситуации.
Пример:
ーいってきます!
ーいってらっしゃい!
Задание — картинка с ситуацией.
Задание 5. Быстрый ответ
Дается вопрос и сразу варианты ответа, выбираем верный. Задание без картинок проверяет, насколько хорошо мы ориентируемся в реальных ситуациях разговора и как хорошо слышим грамматику.
Задание 6. Комплексное восприятие
Задание высоких уровней — N2 и N1. Дается монолог — например, диктора на ТВ. Потом кто-то это обсуждает. В ответе надо выбрать, кто что думает. Похоже на задание в чтении, где сравниваются мнения авторов.
Это — краткое описание заданий экзамена. Экзамен проверяет общий уровень знаний и умение быстро решать тесты. Второе тренируется за неделю-две упорной работы. Берете и решаете все примеры заданий, которые найдете в сети. Первое же — месяцы и годы работы, но при правильном подходе экзамен уже перестает казаться сложным.
Автор
Алена Попова
Преподаватель японского языка
Японский язык с ламами, сакэ и сямисэном:)
Консультации по обучению в Японии: manabo.jp@gmail.com