Говорят, что чуть более 2000 лет назад один плотник уже пытался спасти человечество. В середине 20-го века случилась похожая история. Уничтожив фюрера, Георг Эльзер мог положить конец едва начавшейся войне и спасти миллионы жизней. Или же покушение было фарсом? Стоит ли смотреть фильм? Давайте разбираться.
История
Фильм рассказывает официальную версию события, произошедшего в Мюнхене 8 ноября 1939 года. Плотник Георг Эльзер совершил неудачное покушение на Адольфа Гитлера, заложив бомбу в пивной «Бюргербройкеллер», где выступал фюрер. Несмотря на уверенность гестапо, уголовной полиции и всех нацистских бонз в том, что Эльзер был лишь марионеткой, плотник утверждал, что действовал в одиночку.
Настаивают на этом и создатели фильма. Они не только показывают нам пытки, через которые пришлось пройти Георгу Эльзеру (здесь Фред Брайнерсдорфер — один из продюсеров картины — ссылается на то, что нацисты довольно подробно протоколировали свои методы ведения допроса), но и предоставляют ему шанс продемонстрировать как он самостоятельно собрал сложный взрывной механизм.
Возможно, Георг Эльзер действительно был дальновидным беспартийным героем, искренне переживающим за будущее Германии и понимающим, что Гитлер может привести страну к полному краху. Но существуют и другие версии. Например, Генрих Гиммлер настаивал на том, что за покушением стояла британская разведка. Действительно ли он так думал или отыгрывал роль — этого мы не узнаем.
Также существует мнение, что акция была спланирована самим Гитлером. Если учесть, что символизм и оккультизм активно использовались в нацистской пропаганде (за изучение «древних сил и мистики» отвечала целая организация — «Аненербе»), то эта версия кажется вполне правдоподобной. Мюнхен накрывает покрывало тумана, самолёт не может взлететь, и поэтому фюрер, которому предстоит путешествие на поезде, покидает собрание раньше положенного срока. Таким образом, высшие силы спасают его от гибели. Согласитесь, неплохая история.
Фильм
Но создатели фильма рассказывают нам про антифашиста-одиночку. Получается это у них красиво и убедительно. Вот только почему Генрих Мюллер — начальник тайной полиции — отдаёт в конце фильма секретный приказ о ликвидации Георга Эльзера (он был расстрелян в Дахау в апреле 1945), согласно которому казнь должна быть оформлена как несчастный случай? Почему государственный преступник вообще дожил до конца войны, а не был публично казнён ещё в 1939?
На протяжении двух часов нас убеждают в том, что Эльзер действительно спланировал покушение самостоятельно. Но после просмотра фильма остаются вопросы, на которые нет ответов. Впрочем, любое историческое событие покрыто завесой тайны. Поэтому нам остаются лишь трактовки.
Картина «Взорвать Гитлера» — одна из них. Возможно, версия, которой придерживались создатели, не соответствует действительности. Но фильм очень удачно воспроизводит атмосферу царящего террора и демонстрирует обречённость Третьего рейха. Кино получилось мрачным и жестоким. Но смотреть его интересно.
Если с самой историей Георга Эльзера всё более или менее понятно, то роль, которую сыграл в ней Артур Небе — начальник уголовной полиции, довольно загадочна. Во время расследования он ведёт себя вполне лояльно, но ничем не выдаёт симпатий к идее уничтожения Гитлера. В конце фильма нам показывают казнь Небе, снимаемую на киноплёнку (он действительно принимал участие в заговоре 20 июля 1944 и был казнён в тюрьме Плётцензее). Возможно, сценаристы намекают, что убеждённость Георга Эльзера зародила в Артуре Небе сомнения в непогрешимости фюрера.
Кристиан Фридель
Роль Георга Эльзера в фильме «Взорвать Гитлера» исполнил Кристиан Фридель. Кажется, она ему удалась. Выступая в основном в театре, Фридель снимается в кино редко, но метко. Его можно увидеть в картине Михаэля Ханеке «Белая лента» и в нашумевшем сериале «Вавилон-Берлин». Также актёр выступает в группе Woods of Birnam, играющей довольно занятную музыку.
Стоит ли смотреть фильм?
Стоит. «Взорвать Гитлера» — это очень добротная попытка воспроизвести историю Георга Эльзера с момента формирования замысла до подписания признания. В её основу легли те фактические данные, которые имеют хотя бы какие-то документальные подтверждения. Да, они могли быть сфабрикованы. Но все остальные версии — лишь домыслы, которые не имеют вообще никаких доказательств.
Если же рассматривать фильм только как художественное произведение, то он и вовсе заслуживает очень высокой оценки. Повествование, совершающее периодические скачки во времени и пространстве, затягивает. Характеры прописаны чётко, сцены построены эффектно, актёры играют здорово. Скорее всего, вы не сможете оторваться от просмотра, даже если какие-то моменты в начале фильма отпугнут вас.
Успехов!