Найти тему
ПОСТФАКТУМ

7 навыков высокоэффективных людей

НАВЫК 1. Будьте проактивны

Людям свойственно оправдывать свои действия. Они опираются на одну из трех теорий детерминизма:

1. Теория генетического детерминизма утверждает, что все в вас заложено предками.

2. Теория психического детерминизма утверждает, что таким вас сделали родители.

3. Теория детерминизма окружающей среды обвиняет во всем начальника, жену, сложившую финансовую ситуацию и т.п.

Что значит быть «проактивным»

Если человек позволяет обстоятельствам управлять своей жизнью, то он становится реактивными. Реактивные люди находятся в зависимости от условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если плохая, то на всех обижаются или срываются. Проактивные люди сами решают, как реагировать на погоду и события. Так, Элеонора Рузвельт однажды сказала: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия».Стивен Кови дает советы, как стать проактивным:

1. Будьте инициативны.

2. Вслушивайтесь в свою речь.

3. Расширяйте круг влияния и уменьшайте круг забот.

4. Берите на себя обязательства и выполняйте их.

5. Извлекайте уроки из ошибок и идите дальше.

НАВЫК 2. Начинайте, представляя конечную цель

Чтобы освоить навык 2, Стивен Кови предлагает уединиться и выполнить задание. Представьте, что вы отправляетесь на похороны близкого человека. Вы приезжаете в зал для прощальной церемонии. Видите цветы, слышите негромкую музыку, проходите вперед, заглядываете в гроб и… внезапно видите там себя. Это ваши похороны, которые происходят тремя годами позже. Вы садитесь и слушаете, что скажут о вас люди. А теперь подумайте, какие слова о себе вы хотели бы услышать? Каким мужем или женой, отцом или матерью, другом предстанете вы в выступлениях? Напишите свои ответы на вопросы.

Проделав эксперимент с похоронами, люди часто обнаруживают, что цели, к которым они стремились, – мыльные пузыри. Успех достигнут в ущерб тому, что они осознали как более важное. Навык «начинайте, представляя конечную цель» заключается в том, чтобы сегодня представить парадигму цели вашей жизни. Сохраняя в голове четкий образ цели, вы будете уверены, что каждый день наполнен смыслом.

Принцип «начинайте, представляя конечную цель» основывается на идее, что все создается дважды. Сначала в мыслях, затем в реальности. Точно также как создают дом: сначала – проект, а потом – строительство.

НАВЫК 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала

Навык 1 гласит: «Вы – творец. Вы за все в ответе». Навык 2 представляет первое или мысленное творение. Навык 3 – второе или физическое творение. Навык 3 реализует навыки 1 и 2. Это тренировка силы воли человека, в основе характера которого принципы. Это наша способность держать слово, брать на себя и выполнять обязательства перед собой. Эффективность управления состоит в том, чтобы сначала делать то, что необходимо делать сначала.

Четыре уровня управления временем и квадрат II

Навык 3 связан с вопросами управления временем. Есть четыре уровня управления временем. Для первого характерны записки и памятки. Второму уровню соответствует появление календарей и ежедневников. Третий уровень – когда к двум предыдущим добавляется расстановка приоритетов, постановка целей – долгосрочных, промежуточных, краткосрочных.

Сегодня многие перешли на четвертый уровень. Они осознали, что «управление временем» – термин неверный, поскольку задача заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самими собой. Суть четвертого уровня можно уяснить по матрице.

Матрица управления временем

Некоторые люди изо дня в день оказываются под бомбежкой проблем. Единственный выход видят в бегстве к не важным и не срочным делам – квадрата IV. Есть другие люди, которые тратят время на срочный, но не важный квадрат III, думая, что пребывают в квадрате I.

Эффективные люди держатся в стороне от квадратов III и IV, поскольку – срочные дела или нет – они не важные. Еще эффективные люди уменьшают размер квадрата I, проводя больше времени в квадрате II.

Квадрат II связан с тем, что не срочное, но важное. Он включает строительство отношений, написание личной миссии, долгосрочное планирование, упражнения – все те дела, которые мы считаем нужными, но за которые редко заставляем себя взяться, так как они не срочные. Центр квадрата II – парадигма, основанная на ваших принципах.

Как переместиться в квадрат II:

1.Научитесь говорить нет.

2.Определите ваши роли и цели.

3.Составляйте недельные планы.

4.Делегируйте полномочия.

НАВЫК 4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»

Президент одной компании пожаловался Стивену Кови, что подчиненные эгоистичны и не сотрудничают друг с другом. Автор книги решил разобраться в проблеме. Что же он обнаружил? В кабинете президента висел плакат с изображением несущихся скаковых лошадей. На морды директор прикрепил фото сотрудников. В конце беговой дорожки красовался постер с изображением Бермуд.

Раз в неделю президент собирал менеджеров, твердил о сотрудничестве и тыкал пальцем в плакат: «Ну, кто из вас выиграет поездку на Бермуды?» Это было то же самое, что заявлять: «Буду увольнять до тех пор, пока не улучшится моральный климат!» Президент хотел сотрудничества между сотрудниками, но при этом создал ситуацию внутреннего соперничества. Успех одного менеджера означал поражение для остальных. Добиться сотрудничества можно, только если придерживаться парадигмы «Выиграл/Выиграл».

Шесть парадигм взаимодействия между людьми:

1. «Выиграл/Выиграл» означает, что все решения выгодны всем сторонам.

2. «Выиграл/Проиграл» – парадигма гонок к Бермудам, цель каждой стороны победить.

3. «Проиграл/Выиграл» – когда проигравшая сторона смиряется с положением дел. Проигравший хочет быть «отличным малым», даже если он на финише окажется последним.

4. «Проиграл/Проиграл» возникает, когда сходятся двое людей с установкой «Выиграл/Проиграл».

5. «Выиграл» характерно для людей, которые не обязательно хотят, чтобы кто-то проигрывал. Для них главное самим получили то, чего хотят.

6. «Выиграл/Выиграл или Не связываться» означает, что если стороны не

в состоянии найти обоюдовыгодное решение, то они отказываются от сотрудничества, но остаются в согласии друг с другом.

Как научиться навыку «Выиграл/Выиграл»

1. Представьте проблему с точки зрения другого человека.

2. Выявите ключевые вопросы, заботы и беспокойства, имеющие отношение к проблеме.

3. Определите, какие результаты должны быть обеспечены полностью приемлемым решением.

4. Выявите новые возможные варианты достижения результатов.

НАВЫК 5. Сначала стремитесь понять, потом - быть понятым

Что такое эмпатическое слушание

Принцип «Сначала стремитесь понять» связан с глубоким сдвигом парадигмы. Большинство людей слушает других не с намерением понять, а с намерением ответить. Они все профильтровывают через свои парадигмы: «Ах, отлично знаю, что вы чувствуете! Со мной произошло то же самое. Вот послушайте, как это было». Эти люди прописывают свои очки каждому, с кем взаимодействуют.

Если вы хотите быть эффективными в межличностном общении, то вы должны овладеть навыками эмпатического слушания. Оно позволяет смотреть на вещи с позиции другого человека

Как овладеть навыком эмпатического слушания

Первая стадия – повторение содержания. Это наименее эффективная техника. Суть в том, что вы повторяете то, что услышали.

Вторая стадия – перефразирование содержания. Техника чуть более эффективна, но по-прежнему ограничена тем, что связана только с вербальным общением.

Третья стадия – демонстрация чувств. Человек подключает правое полушарие. Теперь отец уделяете внимание тому, что чувствует его сын.

Четвертая стадия – совмещение второй и третей стадии.

НАВЫК 6. Достигайте синергии

Синергия – суть лидерства, основанного на принципах. Все описанные выше навыки подготавливают нас к созданию чуда синергии. Синергия означает, что целое больше суммы его частей. Например, если связать вместе два деревянных бревна, то они выдержат нагрузку, значительно превышающую сумму их возможностей по отдельности. При синергии один + один равняется трем или даже больше.

Как добиться синергии

1. Верьте в синергию

2. Ищите третью альтернативу

3. Добейтесь синергии внутри вас

4. Цените различия

НАВЫК 7. Затачивайте пилу

Представьте, что вы идете по лесу и встречаете человека, который с ожесточением пилит дерево. – Что это вы делаете? – интересуетесь вы. – Сами что ли не видите? Я пилю дерево! – Вы выглядите очень уставшим. Давно пилите? – Да уже больше пяти часов! Еле на ногах стою. – Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? Убежден, работа пойдет гораздо быстрее! – Нет у меня времени пилу затачивать! Мне пилить надо!

Навык 7 требует выделять время для заточки пилы. Навык 7 замыкает в кольцо все остальные навыки, так как именно благодаря ему их применение становится возможным.

Четыре фактора обновления:

Физическое измерение.

Духовное измерение.

Интеллектуальное измерение.

Социально-эмоциональное измерение.

Баланс в обновлении

Процесс самообновления должен быть сбалансированным, то есть вам надо работать со всеми четырьмя измерениями: физическим, духовным, интеллектуальным и социально-эмоциональным. Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для синергии. Все, что вы предпринимаете ради «затачивания пилы» в любом из измерений, позитивно скажется на остальных, поскольку все они взаимосвязаны.

Ежедневная личная победа – выделение минимум одного часа в день на обновление физического, духовного и интеллектуального измерения, – ключ к развитию в себе «Семи навыков», а это целиком в пределах вашего круга влияния.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц